Блог

«Молодая гвардия» судила «Правый сектор»

Прослушать новость:

20 марта в Академическом театре драмы им. Луначарского прошла премьера постановки по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». Скандальные слухи вокруг этого спектакля стали витать еще до его первого прогона. Поговаривали, что многие сотрудники драмтеатра отказываются участвовать в постановке «по политическим мотивам». В день премьеры выяснилось, что режиссер Владимир Кузнецов взял на себя смелость не только поставить «героическую трагедию», но и дать оценку событиям, происходящим сегодня на Украине.

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!

О героях-молодогвардейцах Краснодона, что находится на Украине, в советское время знал каждый школьник. Комсомольцы, которым не исполнилось еще и 20 лет, а некоторым и 18-ти не было, на оккупированной фашистами территории организовали подполье, устраивали диверсии, распространяли листовки с призывами бороться с захватчиками, а в годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции весь город завешали красными флагами. Их судьба была трагичной: организацию раскрыли, молодогвардейцев истязали, после расстреляли, а тела бросили в шахту. Герои не сдались даже под пытками и до конца остались верными своей Родине.

Современные школьники при слове «молодогвардейцы» представляют студентов в куртках «Единой России», которые ищут алкоэнергетики в магазинах или занимаются словоблудием на различных форумах. Чтобы рассказать молодежи историю подлинной «Молодой гвардии», по всей видимости, режиссер Владимир Кузнецов и решил поставить спектакль по произведению Фадеева.

Забегая вперед, скажу, что постановка вышла удачной. «Молодая гвардия» драматического театра продемонстрировала свои недюжинные таланты. В «героической трагедии» не было уже приевшихся владимирскому зрителю лиц, типажей и образов. Да и на сцене они увидели то, на что раньше режиссеры не решались.

Начинается спектакль с того, что на сцену выбегает человек (позже окажется, что это один из «молодогвардейцев» Иван Земнухов) и читает стихотворение о фашистах. Немецких захватчиков он называет «зверьми, а не людьми», которые издеваются над женщинами и стариками, насилуют, грабят, убивают, и все это под лозунги о свободе. Затем на сцене неожиданно появляются бойцы «Правого сектора» с битами и цепями, а один из них держит в руках флаг Украины. Они начинают избивать юношу, заставляют кричать «Слава Украине!» и прославляют Бандеру. После этого они снимают камуфляж и оказываются фашистами, а их предводитель в рупор призывает граждан Украины не оказывать сопротивление.

— Мы боремся с вашими вождями! Мы идем вас освободить! Украина – часть просвещенной Европы! – с явным немецким акцентом выкрикивал гауляйтер, которого сыграл заслуженный артист Эстонии Владимир Лаптев.

Очевидно, подобная вольность, которую позволил себе режиссер, направлена на связь времен. Действительно, в современной Украине есть политические силы, которые борются с «вождями» (сносят памятники В.И. Ленину), пытаются запретить компартию (в спектакле фашисты погребают заживо шахтеров-коммунистов), устраивают «люстрации» неугодным и несогласным, героизируют Бандеру и УПА. Режиссер же напоминает зрителям, что большинство украинцев в годы Великой Отечественной войны боролись как против «насильников, грабителей» из числа армии Вермахта, так и против их пособников.

И все же первая сцена спектакля вызывает некоторое недоумение и даже шок. Правда, вполне вероятно, что именно такую реакцию и предполагалось вызвать у зрителей. К слову, никто из присутствующих на спектакле не вышел демонстративно из зала, не стал выкрикивать политических лозунгов.

Спектакль действительно держит зрителя. Все сцены продуманны, полны символизма. Любовь перемешивается с героизмом, предательство – с нечеловеческой жестокостью. Финальная сцена расстрела «молодогвардейцев» и надпись «Живите за нас» вызывает слезы. Неслучайно по завершении спектакля весь зал встал и минут 10 аплодировал.

Лично мне пришлось слышать разные отзывы о постановке. Старшее поколение сравнивает ее с романом Фадеева и с его киноверсией. Школьники 5-6 классов идею спектакля не поняли, и их вряд ли имеет смысл на него водить. Наибольшее впечатление он произвел на молодежь – на тех, кто находится в таком же возрасте, что и «молодогвардейцы». На них и рассчитан этот спектакль. В любом случае постановка никого не оставляет равнодушным, а в канун 70-летия Победы она является тем более актуальной. Можно по-разному оценивать историю и современность, но герои все равно остаются героями, что бы о них не говорили.

Back to top button
Close
Close