Резьба Дмитриевского собора: общий замысел
Дмитриевский собор XII века выделяется среди других древних владимирских храмов своей великолепной резьбой. Рельефы Дмитриевского собора уникальны по площади и разнообразию. Над « расшифровкой» сюжетов и отдельных композиций спорят поколения ученых. Вглядимся в рельефы и мы, прежде всего, в их общий замысел. Оказывается, что на стенах собора изображена символическая картина духовного мира, прославляющая власть владимирского князя. А стиль этой резьбы говорит о древних связях Владимира с Европой.
Дмитриевский собор уникален среди владимирских храмов, прежде всего, своей наружной резьбой. Ее площадь и разнообразие сюжетов беспрецедентно в древнерусской архитектуре. Над символикой и расшифровкой этих каменных изображений спорят поколения ученых. Что же там изображено и для чего? Попробуем разобраться. И начнем с понимания общего замысла, главной идеи всего этого великолепного резного декора.
Что это вообще за храм – Дмитриевский собор? А это дворцовый храм великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Собор, посвященный святому, в честь которого крестили великого князя Всеволода, – св. Дмитрию Солунскому. То есть, храм рассказывает о самом князе – заказчике этого великолепия Всеволоде, причем, в период расцвета его могущества – в 90‑е годы XII века.
Резьба, которая делает храм таким красивым снаружи, – это не только красиво, но и символично. Рассматривать ее в самом начале князю было гораздо удобнее – ведь собор был окружен галереями и обставлен лестничными башнями. То есть Всеволоду, его семье и приближенным не надо было задирать голову, как нам, чтобы рассмотреть рельефы.
Рельефы образуют различные композиции и образы, из которых и собрана вся многосюжетная скульптурная картина. Резьба покрывает фасады стены Дмитриевского собора на две трети их высоты, идет по барабану купола и украшает порталы при входах. И у всего этого резного узора явно есть общий замысел, общая идея.
Правда, к первоначальным рельефам позже добавили фрагменты более поздние, реставрированные или перенесенные с разобранных галерей и пристроек. Но в целом первоначальный образ сохранился. На стенах собора можно увидеть изображения Господа, Богоматери, ангелов, библейских царей, святых, воинов, исторических деятелей, животных и растений. Они складываются в отдельные композиции, смысл которых расшифровать непросто.
Резьба Дмитриевского собора заметно отличается от рельефов церкви Рождества Богоматери в Боголюбове и церкви Покрова на Нерли, возведенных Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода. Были ли резчики Дмитриевского собора местными или для украшения храма Всеволод выписал команду скульпторов из-за границы? Точных указаний нет. Насчет строителей вроде бы летописец сообщает, что Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Но вот резчики (а они работали отдельными творческими артелями) похоже, все-таки были, если не все, то в большинстве своем приглашены из-за рубежа.
В резьбе Дмитриевского собора исследователи видят смешение стилей византийского и западноевропейского искусства. Похожую резьбу можно встретить на храмах того времени в Северной Италии, Франции, Германии. Есть сходные рельефы на стенах храмов Балкан и Закавказья. Найти бы в европейских архивах документ о том, что кто-то из властителей отправил другу Всеволоду во Владимир своих резчиков! И все стало бы ясно. Но пока такой грамоты не нашли.
Но и без того ясно, что резьба Дмитриевского собора – большое окно в Европу, которое было открыто прямо из Владимира еще в XII веке. В результате по качеству резьба и храм Всеволода в целом сравнимы с лучшими европейскими образцами, которые выполнялись по заказам европейских императоров, королей и епископов.
Резьба развивает и усиливает заложенную в самой архитектуре собора идею величия власти великого Всеволода и силы его Владимирской земли. В декоре Дмитриевского храма выражена византийская идея богоизбранности правителя, праведного и мудрого правления.
Эта идея прямо отображена в образах царей Давида, Соломона, Александра Македонского. Предполагается, что изображен на рельефе и сам Всеволод с сыновьями. Часть ученых считала, что весь декор в целом – это большая «иллюстрация» к псалму Давида «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Резчики XII века не оставили пояснительных текстов к своим рельефам, кроме кратких подписей к отдельным «портретам» царя Давида, святых Петра и Павла. Однако вся резьба на соборе и сделана по принципу текста, который по рядам изображений, как по строчкам, может «прочитать» тот, кто понимает.
О композициях с «участием» различных персонажей резьбы Дмитриевского собора, о диковинных животных и растениях мы поговорим еще отдельно. Версии и символика этих рельефных «посланий» из древности очень интересны.