Резьба Дмитриевского собора: царь Давид
Библейский царь и пророк Давид изображен в центральных и самых крупных рельефах Успенского собора на всех трех фасадах – северном, западном и южном, и явно выглядит главным героем всей резной композиции фасада. Символика Давида глубокая – у просвещенных владимирских христиан он вызывал ассоциации с Христом, Гераклом и даже их собственным великим князем Всеволодом. Давид на этих древних резных картинках не только восседает на троне, но и совершает подвиги в борьбе с разными животными.
В удивительном хитросплетении резьбы Дмитриевского собора даже не самый понятливый зритель поймет, кто тут главный герой в этой общей картине мироздания и в теме праведного и мудрого правления. Самые крупные рельефы в центре всех трех фасадов – северного, западного и южного – явно изображают одного и того же человека, сидящего на троне. После многолетних споров ученые пришли к согласию, что это библейский царь и пророк Давид.
До конца XIX века историки думали, что это Христос-Спаситель. Потом еще несколько десятилетий спорили, Соломон это или Давид. Наконец один из самых авторитетных исследователей резьбы Дмитриевского собора Георгий Вагнер, тоже предполагавший Соломона, признал, что это Давид. Спор завершился, когда реставраторы нашли… подпись: «ДA ВЪ». Оказывается, древние скульпторы заранее позаботились, чтобы и через 800 лет было понятно, кого они подразумевали в качестве главного героя.
Кстати, Соломон тоже на рельефах рядом с Давидом опознан. (В левой закомаре западного фасада, рельефы неважно сохранились).
Ученые умы все еще ищут объяснение символике композиций с участием Давида. Что делает Давид на троне? Часто пишут: Давид-Псалмопевец, Давид-музыкант. То есть он распевает псалмы собственного сочинения. Что он держит в руке? То ли музыкальный инструмент, то ли листы с текстом псалма (нотами?). Знаменитая исследовательница Дмитриевского собора Магдалина Гладкая считает, что это и одновременно струнный музыкальный инструмент, и кодекс псалмов, причем толстый и увесистый. Для Георгия Вагнера это Давид, играющий на псалтыри.
Что означает жест правой руки Давида? Многие историки уверены, что он благословляет. Качество резьбы отличное. Чувствуется, главный рельеф делал лучший мастер из всей артели: видно, что Давид поднял и соединил указательный палец и мизинец. Для благословения странно. Поэтому Магдалина Гладкая в недавней диссертации приходит к выводу, что Давид не благословляет, а пророчествует!
Можно еще угадать энергичное движение музыканта и певца, играющего на струнном щипковом инструменте. А не дирижирует ли он нами, хором стоящих перед ним зрителей? Так мы дойдем и до предвестия расцвета хоровой музыки во Владимире в XIX, XX и нынешнем веке! А Бог его знает! 800 лет Псалмопевец на три стороны пропагандирует пение над Владимиром – может, и подействовало.
Оказывается, не такая уж ошибка принять Давида за Христа, потому что в традиции Нового завета Давида и ассоциировали с Христом. И того и другого – с земным правителем, получившим власть свыше, то есть Всеволодом. И это еще не конец древней «игры в ассоциации» на резных фасадах – есть и другие варианты.
Ученые заметили, что звери и птицы окружают и явно слушают Давида. Но на разных фасадах ведут себя по-разному. На западной стороне больше припадают к земле в почтении. Георгий Вагнер доказал, что западный фасад больше несет охранительную символику от злых сил, потому что и главным входом в храм считался западный. И тут больше сцен борьбы с разными «бестиями».
Как раз на западном фасаде (в сторону Палат) можно рассмотреть на более мелких рельефах некоего героя, борющегося с животными. Вот он замахивается дубиной на гигантскую птицу, ухватив ее за крыло. Или в эффектном прыжке бьет дубиной льва, уцепив за гриву. Вот герой разрывает пасть льву, как Самсон на главном фонтане в Петергофе. И борьба с гидрой тоже угадывается (гидра изображена в виде птицы). То есть явные подвиги Геракла – победа над Стимфалийской птицей, Немейским львом, Лернейской гидрой.
Но для христиан XII века этот герой был уже не только Геракл. Это одновременно Давид с его подвигами в юности. И даже отчасти Христос, потому что у просвещенных христиан, в том числе и владимирских, Геракл ассоциировался с Христом. Полный список образов-ассоциаций выглядит так: подвиги Самсона-Геракла-Давида-Христа.
Уже чисто к царским забавам Давида относятся резные сцены охоты: тычет копьем в копытное животное (на северном фасаде), тащит добытого зверька, сидя верхом на коне (на западном фасаде). Всё это вполне понималось и как княжеские дела Всеволода – заказчика храма.
Магдалина Гладкая решилась уточнить символику Давида на троне в рельефах на всех трех фасадах. По ее версии, западная композиция посвящена истории воцарения Давида, возведения его на трон с «приложением» сцен его борьбы за престол. На северном фасаде главной предполагается тема Пастыря и паствы. Ну а на южном фасаде видно, что с небесного престола на Давида по воздуху мчится какая-то птица. Это голубь. Сцена означает нисхождение на Давида Святого Духа с дарованием царю способности пророчествовать.
Кроме того, Магдалина Гладкая рассмотрела еще одного Давида в верхней части портала западного входа – Давида на львином троне (как бы сидит на троне из двух львов).
Конечно, Давидом все разнообразие резных камней великого владимирского шедевра европейского качества – Дмитриевского собора – не исчерпывается. Интересно еще посмотреть на образы святых и героев. И обозреть богатое разнообразие животных, мифических существ и растений в резном декоре. А потому – продолжение следует…