Апрель 1915-го: «Село Боголюбово – родина Самодержавия в России…»
Сегодня у нас на очереди — газеты столетней давности. Листая подшивку «Владимирских губернских ведомостей» за апрель 1915 года, мы узнаем, в какие игры век назад играла детвора, что делала городская дума, чтобы не допустить эпидемии во Владимире и почему историки считали Боголюбово колыбелью российского Самодержавия.
«Местная хроника», опубликована в газете «Владимирские губернские ведомости» 3 апреля 1915 года.
На пасхальной неделе кое-где асфальтовые тротуары во Владимире подсохли. Как всегда много детей собиралось для катания яиц или игры в бабки и решку. С грустью приходится отмечать быстрое распространение этой денежной азартной игры среди городской детворы.
Прежде она занимала игроков более старшего возраста – юношей от 16 лет и старше, которые с некоторой робостью занимались ей в местах не очень видных, где-нибудь на валу, за оградой женского монастыря, на малолюдном в раннюю весну Козловом валу. Теперь можно легко видеть эту игру на тротуарах улиц в часы, когда много прохожих. Игроки как будто осмелели, сколько проявление меньшей осторожности игроков детского возраста, не понимающих предосудительности этого занятия, и перешедших к игре от игры в бабки на деньги. Старшие и сейчас таятся.
В числе малолетних игроков замечаются по форменной одежде воспитанники средних учебных заведений, вероятно, из младших классов, судя по росту.
Кроме непосредственного вреда – развития вкуса к азарту, решка порождает и драку, и сквернословие, и дает детворе привыкать к еще большей уличной распущенности.
Вообще места общего пользования публики, как бульвары, превращаются у нас нередко в такие места, где излишняя свобода пользования одних лишает других возможности пользования, или крайне стесняет таковое. Даже на улицах, кроме Дворянской – Большой Нижегородской, всякий прохожий рискует получить в ногу бабку, мяч, камешек, или его толкнут, прыгая на одной ноге по расчерченному углем тротуару, или мяч, или «чиж» попадет ему в шляпу, лицо, в грудь. На Никитском бульваре и Княгининской улице, а также за Лыбедью даже можно попасть под футбольные упражнения.
Несомненно, что полиции некогда расследовать, где детвора играет на деньги, где просто забавляется. С точки же зрения стеснения прохожих полиция без распоряжений городского управления бессильна стеснять детскую распущенность на улице.
Поэтому, казалось бы, что пора бы было городскому управлению обратить внимание на такое вредное для детей занятие, как азартная игра, которая прячется за невинным развлечением, стеснительным для взрослых, и естественным в деревне, но не на улицах благоустроенного города.
Заботливость местного Общества Детской Помощи по устройству мест для детских игр на открытом воздухе весьма упрощает для городского управления задачу урегулирования детских игр и подчинения их надзору, чтобы игры не были предосудительны, как денежные азартные игры, и не стесняли бы прохожих.
«Санитарные мероприятия Владимирской Городской Думы», опубликовано 3 апреля 1915 года в газете «Владимирские губернские ведомости».
16 марта в городской думе проходило совещание комитета всероссийского союза городов и санитарной комиссии.
На совещании вынесены следующие постановления, касающиеся противоэпидемических мероприятий, вызываемых особенными обстоятельствами настоящего времени.
1. Постановлено – открыть во Владимире лазарет для заразных больных на 10 коек.
2. Оборудовать заразный барак на 10 коек, для чего приспособить помещение и просить союз ассигновать на оборудование каждой койки по 25 рублей
3. Устроить для нужд лазаретов, многих благотворительных учреждений и других заведений городскую прачечную, приспособить под эти цели городской дом, раньше отведенный для помещения Красного Креста, и поручить городскому архитектору составить смету, предварительно ознакомившись с устройством городских прачечных в Москве и прачечной в земской больнице.
4. Устроить ночлежный приют и питательный пункт для бездомного люда в помещении бывшего военного манежа, испросив для этой доли средства у союза и присоединив капитал, пожертвованный для этой цели Владимирским архиепископом Николаем.
5. Для общего санитарного надзора пригласить на службу временного врача и фельдшера-дезинфектора.
На первую должность, с окладом 50 р. в месяц, изъявил желание поступить врач Б.Д. Борисовский.
Об отпуске средств на содержание фельдшера, за недостатком городских средств, обратиться, через губернатора, с ходатайством в противочумную комиссию.
6. Об устройстве городского ассенизационного обоза вопрос оставить открытым, так как в городе имеется достаточное число бочек, и цены на ассенизационные работы не преувеличены.
7. Устроить хлорирование воды для обеззараживания в случае появления в ней подозрительных бактерий и детальную разработку этого вопроса поручить инженеру Курицыну, который в настоящее время устраивает при насосной станции городского водопровода лабораторию для производства анализов воды.
«Местная хроника», опубликована 17 апреля 1915 года в газете «Владимирские губернские» ведомости.
В воскресенье, 12 апреля, в заседании Владимирской Ученой Архивной Комиссии был прочитан очень интересный доклад: «Село Боголюбово – родина и колыбель Самодержавия в России».
Положения референта – о. протоиерея П.В. Ильинского, примыкают к взглядам историков Соловьева, Кавелина, Забелина и отчасти Сергеевича. Они сводятся к тому, что Русское Самодержавие не даровано и не заимствовано из Византии, как это предполагалось Московскими историками XVI в. и до Карамзина включительно, а сложилось самобытно и идея его возникла у Благоверного Князя Андрея Боголюбского, – что из его Боголюбовского дворца впервые раздались волеизъявления, носившие определенный характер распоряжений самодержавного властителя.
Определенного разрешения вопроса о природе и возникновении идеи Самодержавие наука до сих пор еще не дала. Но все исследователи русского государственного права устанавливали юридические формальные отличия Русского Самодержавия от всех остальных видов неограниченной монархии. Само слово «самодержавие», не имеющее точного выражения на языке греческом, подает мысль, что это слово стремилось обозначить понятие самобытное, не заимствуемое. Слово «автократия» в переводе на русский язык дает слово самовластие, выражающее понятие, противоречивое понятию Помазанника-Самодержца «Божею Милостью».
Поэтому всякая попытка исследований в области этого вопроса представляет большой интерес.
Можно даже сказать, что в решении этого вопроса история местного Владимиро-Суздальского края занимает не последнее место.
Историк С.М. Соловьев и профессор Кавелин первые положили в основу исторических исследований идею постепенного развития всех политических и бытовых условий жизни. Они же первые отметили главные моменты в развитии власти Государей всея Руси и выводили ее из форм родового быта.
При этом Соловьев видит в особенностях политической жизни северо-восточной Руси условия наиболее благоприятствовавшие возникновению Самодержавия. Уже полвека тому назад наш великий историк видел в Благоверном Вел. Кн. Андрее Боголюбском собственника своего княжения, полновластного хозяина, у которого впервые появляется понятие о самодержавстве и подручничевстве –первые элементы понятий о государе и подданстве.
И.Е. Забелин видел в мирных и промышленных стремлениях посадского населения Суздальской земли «зерно тесного единства народного». В связи с которым развилось самодержавие князей, которым самая политическая жизнь княжества была обязана своим существованием.
Профессор Сергеевич («Юридические древности») приходит даже к выводу, пока одинокому в литературе этого вопроса. Он доказывает, что не из вотчины Московских удельных князей выросла объединенная территория северо-восточной единой Руси, а на обломках старого Владимирского великого княжения, основанного Благоверным Князем Андреем Боголюбским.