История

Резьба Дмитриевского собора: святые, князья и Македонский

Дмитриевский собор XII века во Владимире отличается уникальной по площади и качеству резьбой, выполненной на высоком европейском уровне того времени. Центральной фигурой резных фасадов является библейский царь и пророк Давид. Кроме него древние скульпторы украсили стены собора изображениями святых, князей и даже Александра Македонского.

Святые и князья

При взгляде снизу на резьбу Дмитриевского собора привлекает целая галерея фигурок святых в колончатом поясе, опоясавшем собор с трех сторон. Но большинство этих святых— «новоделы», созданные при реставрации XIX века.

Святые, вырезанные в XII веке, сохранились частично только на северном фасаде. Особенно примечательны среди них русские святые князья Борис и Глеб. Он изображены в княжеских шапках, с крестами в руках, как и положено мученикам. Ученые обращают внимание на индивидуализированные лица Бориса и Глеба. Борис явно старше и отличается восточными чертами лица, а у Глеба лицо типичного европейца.

north 16 of 22

Северный фасад. В центре — святые Борис и Глеб.

Исследователи допускают портретное сходство (намек на сходство) с реальными князьями. Только не с самими Борисом и Глебом, а с владимирскими князьями-братьями Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Такую версию предлагает Магдалина Гладкая.

Она же насчитала в резном уборе храма разрозненные изображения всех 12 апостолов. Особенно выделяются апостолы Петр и Павел — в среднем прясле северного фасада. Их «портреты» подписаны. Образ Петра оформлен аркой, обозначающей церковь, храм. А Павел помещен между пальмами, которые символизируют победу Воскресшего.

north 12 of 22

Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел.

12 всадников

Привлекают внимание святые воины, скачущие по стенам собора верхом на конях. Всего этих всадников, по уточненным данным, 12. Кто есть кто, высказывались разные мнения. Нет сомнений только по поводу Георгия Каппадокийского — единственного из всадников, кого подписали резчики.

west 17 of 34

Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский.

Магдалина Гладкая среди конников вычислила два изображения главного святого собора – Димитрия Солунского. В центральном прясле южного фасада он скачет в паре с Прокопием, а в центральном прясле западного фасада – в паре с Нестором. Дмитрий Солунский размахивает мечом, то есть показан как святой защитник Владимирской земли.

south 13 of 27

Южный фасад. Конные святые воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.

Вознесение Александра Македонского

Совершенно поразительным сюжетом выглядит композиция «Вознесение Александра Македонского» на восточном прясле южного фасада. Казалось бы, Македонский — дохристианский персонаж. Однако сюжет был очень популярен в средневековой Европе и входил в набор типичных для украшения храмов резьбой.

Сцена «Вознесения или полета Александра Македонского на небо взята из популярной средневековой повести «Александрии», появившейся на основе романа об Александре Македонском древнегреческого писателя Псевдо-Каллисфена.

Интересна «технология» вознесения. Александр сидит в корзине к которой привязаны грифоны; он держит в поднятых руках в качестве приманки маленьких львят. Грифоны тянутся к ним и поднимают Александра кверху. Над ними мечутся две удивленные птицы Для средневековых христиан этот сюжет символизировал получение праведным правителем предуготованного Царствия Божия, прославлял царскую власть.

south 20 of 27

Южный фасад. Вознесение Александра Македонского.

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде собора можно увидеть сидящего мужчину с младенцем на коленях на руках, в окружении детей постарше. По версии большинства самых влиятельных исследователей Николая Воронина, Георгия Вагнера, Татьяны Тимофеевой и Магдалины Гладкой это и есть самого создатель храма Всеволод с сыновьями. Почему-то Всеволод изображен без бороды.

Однако есть еще версия немецкого ученого Кемпфера, который считал, что это не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями. А композиция символизировала старейшинство владимирских князей над другими княжескими ветвями рода Рюриковичей.

Так или иначе, этот сюжет мужчины с детьми – явный символ главного заказчика Дмитриевского собора и его резьбы князя Всеволода, чьим святым покровителем был святой Дмитрий Солунский.

north 18 of 22Северный фасад. Князь Всеволод с сыновьями.

Back to top button