Апрель 1940-го: «Пасха отвлекает от строительства социализма…»
Наш сегодняшний обзор архивной прессы составлялся на основе газет 75-летней давности. В 1940 году горожане на страницах «Призыва» благодарили Сталина за счастливое детство, вспоминали, как во Владимир приезжал Маяковский, рассказывали про материалы о Ленине в городском музее и обличали попов, ведущих «контрреволюционную работу».
«Спасибо Сталину за наше счастливое детство», письмо в газету «Призыв» от старосты струнного кружка Дома пионеров В.Галкина
Яркое весеннее солнце проникает в большие окна Дома пионеров. В комнате для игр ребята играют в биллиард, а рядом школьники читают веселые пионерские журналы, газеты, всюду уют, чистота. Работает кружок художественной вышивки, кружок рисования. Приходят юные авиамоделисты, начинают строить модели, планеры. У каждого здесь любимое дело, каждый занят.
Ежедневно здесь интересные вечера, выступления художественной самодеятельности, лекции, встречи со специалистами города.
Особенно был хорош вечер 27 марта. Он был посвящен А.М. Горькому. Ребята прослушали доклад о великом пролетарском писателе, узнали о его жизни и творчестве. После этого были прочитаны произведения Алексея Максимовича «Песня о Буревестнике» и другие.
Много также интересных часов проводят ребята в кружках самодеятельности Я, например, посещаю струнный кружок. В нем работает более 12 пионеров. С большим желанием мы учимся здесь музыкальной культуре, разучиваем многие песни, как, например, «Сулико», «Катюша». На днях будем работать над песней о Сталине.
За то, что наше детство счастливо, хочется сказать:
- Спасибо стране, спасибо товарищу Сталину!
«Маяковский во Владимире», статья в газете «Призыв», опубликована 14 апреля 1940 года. Автор — В.Язвиков.
Владимирский краеведческий музей собирает интересные материалы о приезде Владимира Маяковского во Владимир летом 1927 года.
Своими воспоминаниями о приезде поэта поделились товарищи М.Марков, Гаврилов, Гойденко и другие.
В то время Маяковский совершал многочисленные поездки по городам нашей страны, удовлетворяя тем свою потребность постоянного общения с широкими читательскими массами.
Владимир Владимирович выступал в гарнизонном клубе (ныне клуб имени Молотова). Большой клубный зал был переполнен народом, главным образом молодежью.
Поэт несколько задержался. Придя, он по своему обыкновению разделся на сцене. Извинившись за опоздание, он ответил шуткой:
- Я вас дольше ждал. Поезд пришел днем. Я отправился осматривать город и увлекся этим.
Выступление Владимира Маяковского произвело исключительно сильное впечатление на слушателей. Особенно велик успех был от произведения «Левый марш».
Шумными овациями разразился зал, когда поэт прочел «Необычайное приключение».
Поэт читал свои стихи около двух часов. Трудящиеся слушали его с неослабным вниманием.
Во время антракта Маяковскому задали массу вопросов.
Владимирцы хранят яркие воспоминания о лучшем, талантливейшем поэте нашей советской эпохи.
«Ленинские материалы в экспозиции музея», статья в газете «Призыв», опубликована 20 апреля 1940 года. Автор — научный сотрудник Владимирского музея В.Язвиков.
Во вновь организуемом отделе краеведческого музея (белое здание) будут даны материалы, отражающие исторические события, бывшие в нашей стране и, в частности, в местном крае, начиная с крестьянской реформы 1861 года и кончая последними событиями.
Вся экспозиция нового отдела дается в освещении истории гениальными вождями трудящихся всего мира Лениным и Сталиным.
Кроме цитат из трудов Ленина в музее широко даются материалы, отражающие замечательную жизнь и революционную деятельность Владимира Ильича.
Огромный интерес представляют местные материалы о Ленине. Здесь будут экспонаты о марксистском кружке Н.Е.Федосеева во Владимире, к которому приезжал Ленин в октябре 1893 года. Письма Н.Л. Сергиевского с воспоминаниями о встрече Владимира Ильича. Материалы, показывающие приезд В.И. Ленина в Горки, Переславского уезда, бывшей Владимирской губернии.
Когда нашу страну потрясла скорбная весть о смерти Ленина, всюду в городах и селах страны проходили многотысячные траурные митинги трудящихся. В музее будут даны фотографии траурных митингов во Владимире.
Музей заимствовал много материалов из Центрального музея В.И.Ленина в Москве — фотоснимки с ленинских документов, картограммы. Из города Орджоникидзе получено художественное панно «Клятва вождя».
«Контрреволюционные дела церковников», статья в газете «Призыв», опубликована 26 апреля 1940 года. Автор — Абраменко.
Пасха — один из самых закоренелых религиозных праздников. Как и всякий религиозный праздник, это празднество служило орудием подавления сознания трудящихся в руках эксплуататорских классов. В этот день попы проповедуют, что верующий должен терпеливо переносить «мирские страдания», стараются примирить трудящегося с эксплуататорским классом.
Впервые в истории человечества советский народ показал, что счастье на земле, а не на небе. Религиозные праздники, в частности пасха, отвлекают трудящихся от строительства социализма, наносят родине материальный подрыв, так как это связано с прогулами, пьянством, хулиганством.
Пасху, как и другие церковные праздники, враги народа стремятся использовать для борьбы против советской власти, против народа. Об этом говорят многие местные факты.
В нашем городе, например, монахи, попы организовали подпольный монастырь – «Рождественскую обитель». Монастырь привлекал верующих и «обрабатывал» паству, настраивая ее против советов. Прикрывшись христовой «кротостью», поп с. Доброго на празднике Благовещения выступил с контрреволюционной проповедью, призывая стоять за церковь.
В своей контрреволюционной работе поповщина не брезговала ничем. Когда мракобесы стали говорить о каком-то мнимом «божьем посланнике», который, якобы, сойдет на землю, верующие, недоумевая, спросили: «А кто он?» Последовал уклончивый ответ:
- Это не нам, грешным, знать. Это богу угодно.
Под «божьим посланником» попы подразумевали реставрацию капитализма. Но, как известно, они жестоко просчитались.
Много постарались попы и над отвлечением трудящихся от общественной жизни страны, от участия в социалистическом соревновании и т.д. Ссылаясь на бога, попы запрещали работать в советских учреждениях, социалистическое соревнование называли «выдумкой антихриста».
В дни выборов в Советы попы и церковники занимались самой гнусной клеветой на избранников народа. Поп Вознесенский распространял контрреволюционные бредни о выборах.
Все это говорит о том, что попы ни в коем случае не оставляют своей борьбы за религию, за реставрацию капитализма.
Народный поэт Маяковский сказал: «Бога нельзя обходить молчанием, с богом пронырливым надо бороться». Эти стихи остаются боевым действенным оружием и сегодня.
Особенно сейчас, в приближающиеся дни пасхи, необходимо развернуть широкую антирелигиозную разъяснительную работу.