Есть ли будущее у Палаты №3?
Вчера две трети Общественной палаты Владимирской области третьего состава заслушивали кандидатов на третью треть. Трехчасовое бдение ничем не закончилось. Голосование перенесли, и у кандидатов, да и у самих членов Палаты появилось время подумать о ее будущем.
У Общественной палаты Владимирской области сложная судьба. Как и Александр Филиппов является «политическим барометром» ситуации в регионе, так и этот институт можно сравнить с лакмусовой бумажкой, определяющей текущее состояние власти и общества. Рождалась Общественная палата области в муках противоречий между губернатором-коммунистом и единороссовским большинством в Заксобрании. По этой причине первая Палата была, что называется, «без царя в голове» и пала жертвой чужих политических игрищ. У второй Палаты «царь в голове» появился, да не просто «царь», а целая «царица», что позволило членам общественного органа больше не участвовать в интригах, а сосредоточиться на работе. За два года ОПВО удалось реализовать несколько важных проектов, в том числе провести слушания по пешеходной зоне и по охране зеленых насаждений. На третий срок руководство Палаты ставит еще более амбициозные цели.
Вообще формирование Общественной палаты, на мой взгляд, является диагнозом власти. Потому что именно власть – ее представительные органы, депутаты и чиновники, которые избираются населением, – должны защищать его интересы. И если им для того, чтобы услышать граждан, нужен специальный слуховой аппарат в виде Палаты, то это говорит о качестве самой власти. И ладно бы Общественная палата была независимым органом, который бы действительно транслировал мысли и чаяния жителей региона, но нет – ей отведена совершенно иная судьба. К сожалению, пока что Палата больше напоминает пристяжную люльку к чиновничьему тарантасу, пассажиры которой едут по разбитому владимирскому тракту и время от времени вскрикивают от очередного ухаба. Для того чтобы Палата действительно отражала и защищала общественное мнение, в ней и должны быть представители совершенно различных организаций, профессий, политических сил и социальных слоев. Для того заявление в Общественную палату третьего созыва подал и я.
Мои отношения с Палатой изначально не сложились. Пять лет назад формирование ее первого состава напоминало печальное зрелище, какой-то бесплатный цирк с бесталанными актерами. Именно тогда Общественную палату стали называть унизительным сочетанием «ОПа», а ее заигравшихся в политику активистов – «членопалами». Чтобы это прекратить, чтобы вразумить членов Палаты, была задумана акция под названием «Марионетки». Я был одним из ее авторов и невольным участником. Акция, на мой взгляд, вышла неудачной в организационном плане, но в политическом пространстве произвела эффект разорвавшейся бомбы, и эхо этого взрыва аукается до сих пор.
Сегодня меня обвиняют в том, что я «сжег чучело Юдиной» и «изначально был против Общественной палаты». Первое утверждение неверно, второе – верно лишь отчасти. Я не был против Палаты, но я являюсь противником того ее состояния, которое было в первом созыве. Я против Палаты «марионеток» и уверен, что даже нынешние общественники, если они мыслят здраво, тоже назовут себя ее противниками.
Первые два состава Общественной палаты показали, какой она не должна быть. Она не должна быть марионеточным органом, она не должна влезать в политические интриги, пытаться кому-то угодить, и она не должна смотреть на проблемы однобоко. Перед третьей Палатой стоит задача преодолеть недостатки первых двух, но удастся ли это? В новом ее созыве – много уважаемых людей, много достойных граждан было и среди кандидатов. Однако прошедшая вчера презентация все же не внушает оптимизма. Судя по выступлениям кандидатов, большинство из них хочет попасть в Палату, чтобы получить какой-то статус (как Роман Ардыкуца), чтобы пойти на выборы, реализовать какие-то проекты своей организации или просто потешить свое самолюбие. Самым смехотворным было объяснение кандидата Георгия Жаркова:
– Плоды моей деятельности, мои ученики уже были членами Общественной палаты, так, может быть, пора и учителю им стать? Здесь много моих старых друзей и женщин, которыми я восхищаюсь, – Наталья Юдина, Валентина Бородина, Андрей Филинов. Вспомните притчу о камне, который отвергли строители и на котором позже была построена Божья Церковь.
Пока Жарков сравнивал себя с апостолом Петром, Ардыкуца задавал кандидатам один и тот же наипошлейший вопрос: «А чем Вы можете быть полезным Общественной палате?». Сам Роман про себя ответил просто – он сможет оказывать членам Палаты юридические услуги, и у него есть какие-то там связи в Москве. Приняв условия этой игры, остальные кандидаты принялись расписывать свои регалии и достоинства. Почти каждый из них «хотел стать членом Палаты» из своих, корыстных соображений. Хотя вряд ли активист, ставший членом общественного органа по такой утилитарной причине, сможет хоть чем-то помочь обществу.
Слушая выступления других кандидатов, хотелось выйти и гордо заявить, что я ничем особым не отличился, не имею никаких званий, и организация, которая меня выдвинула, не имеет никаких видов на Палату в плане реализации своих проектов. Я подал заявление в Общественную палату как журналист, который занимается общественной деятельностью и хочет донести до власти проблемы простых владимирцев. Я обозначил три направления, которые, на мой взгляд, будут ключевыми в развитии гражданского общества в ближайшие годы, – это охрана зеленых насаждений, это вопросы ЖКХ и капремонта и это деятельность управляющих компаний. Кстати, разработкой этих вопросов уже занимается Владимирское Общественное Собрание, и если различные институты гражданского общества будут взаимодействовать между собой, это пойдет на благо жителям региона.
Выборы третьей трети Общественной палаты третьего состава и ее первое заседание должны пройти до 25 апреля. Скорее всего, полный список членов Палаты будет известен уже в понедельник. Независимо от результатов голосования, хочу пожелать новой Палате успехов. Надеюсь, работа на благо жителей области избавит ее от ярлыка «ОПы», а «членопалы» вновь станут уважаемыми общественными активистами. Игра в демократию надоела до тошноты, пора уже прекращать игры и начать работать.