Май 1915-го: Приезд Её Императорского Высочества
Сто лет назад Первомай в России, в отличие от других стран, еще не отмечали. И вообще не до праздников было, так как шла Первая мировая война. Сегодня в нашем обзоре архивной прессы мы расскажем, зачем приезжала во Владимир Великая Княгиня Елизавета Федоровна, каким образом война влияла на погоду и как предлагалось бороться с фальсификаторами пищевых продуктов.
«Приезд Её Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 1 мая 1915 года.
В 6 часов утра 27 апреля, с поездом №14‑й, из Москвы изволила прибыть во Владимир Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.
К 8 ½ час. утра на перрон вокзала для встречи Её Императорского Высочества собрались: Преосвященный Евгений, епископ Юрьевский, Главноначальствующий Владимирской губернии — Губернатор, камергер В.Н. Крейтон с супругой, Губернский предводитель дворянства в должности шталмейстера В.С. Храповицкий и Владимирский уездный предводитель дворянства А.А. Протасов, Вице-губернатор, в звании камергера Н.В Ненароков с супругою — попечительницей Георгиевской Общины сестёр милосердия(…)
В 8 ¾ час. Её Императорское Высочество, выйдя из своего салон-вагона, изволила милостиво принять поздравление встречавших, после чего отбыла в кафедральный Успенский собор, где была встречена Архиепископом Алексеем с духовенством.
Приложившись ко святому кресту и приняв от архиепископа окропление святой водой, Её Императорское Высочество проследовала в храм, где изволила слушать Божественную литургию и молебен Благоверным Великим Князьям, Владимирским чудотворцам.
По окончании литургии Великая Княгиня изволила посетить архиепископа Алексея в его покоях, а оттуда проследовала в дом Владимирского дворянства, где помещается лазарет для раненых и больных офицеров, содержимый на средства Владимирского дворянства. (…)
Из дворянского дома Её Императорское Высочество изволила проследовать на вокзал в салон-вагон и по железной дороге отбыла в Боголюбово, где посетила Боголюбов монастырь и лазарет для раненых воинов, открытый Боголюбовским волостным попечительством, составляющий филиальное отделение лазарета духовного ведомства в г.Владимире.
По возвращении из Боголюбова, Великая Княгиня изволила посетить лазарет для раненых воинов, устроенный в помещении при духовной семинарии школы духовенством епархии и им содержимый. Здесь Её Императорское Высочество была встречена Высокопреосвященным Алексеем, преосвященным Евгением и ректором духовной семинарии.
Затем Великая Княгиня проследовала в лазарет имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича, содержимый местным Дамским Комитетом, состоящим под председательством супруги Губернатора Марии Львовны Крейтон — представившей Её Императорскому Величеству дежурящих в лазарете дам и медицинский персонал.
Из лазарета Дамского Комитета Великая Княгиня проследовала в Княгинин Успенский женский монастырь, где изволила прикладываться к почивающим в Успенском храме святым мощам мученика Авраамия (Болгарского).
Посетив игуменью Августу в её покоях, Её Императорское Высочество изволила затем посетить лазарет Общей Земской Организации, помещающийся в здании Губернской Земской Управы.(…)
Во всех лазаретах, удостоившихся посещения Её Императорского Высочества, все раненые были осчастливлены милостивой беседою Великой Княгини, изволившей каждого раненого-христианина наделить образком и святым Евангелием.
Вечером в доме, занимаемом Губернатором, в 8 ½ часов вечера, под личным председательством Её Императорского Высочества состоялось заседание Владимирского губернского отдела (…) по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну.
После заседания Великая Княгиня отбыла в кафедральный Успенский собор, где изволила слушать молебствие и акафист перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. По окончании богослужения Ее Императорское Высочество изволила отбыть на вокзал железной дороги, где в 11 вечера вошла в вагон-салон, милостиво простившись с провожавшими.
В 2 ч. 30 м. поездом №11 Великая Княгиня изволила отбыть в Москву.
«Война и климат», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 1 мая 1915 года.
Происходящая в настоящее время грандиозная война, захватившая больше половины Европы и небывалая еще по ужасающей силе применяемых в ней последних изобретений военной техники на суше, на воде, под водою и в воздухе, оказала известное влияние и на окружающую природу.
Уже с осени прошлого года замечаются неожиданные и резкие перемены обычной температуры. Холода наступили повсюду значительно раньше, зима оказалась суровой и продолжительной, обильной снегами и вьюгами, а весна значительно опоздала.
Причины всего этого надо искать в сражениях миллионных армий, которые происходили и приходят. Происходящая на протяжении тысячи верст непрерывная оружейная пальба, артиллерийская канонада из чудовищных орудий, разрывы снарядов и страшные взрывы мин и фугасов, взметывающие кверху на огромном пространстве море огня и суши вызывают ряд атмосферных изменений.
Так как в верхних слоях воздуха температура значительно ниже, чем в прилегающих к земной поверхности (на высоте 6 – 7 верст, например, уже зима, когда внизу лето), то вытесняемые вверх нижние слои воздуха быстро охлаждаются и падают обратно в виде атмосферных осадков — дождя, града и снега, смотря по времени года (…). Возникающие же от резких изменений температурные циклоны распространяют эти атмосферные явления дальше.
Отсюда изменения климата, с чем приходится считаться тем сильнее, чем ближе к делу. При изличности данных условий надо ожидать, что лето будет дождливым и холодным, с обильным частыми грозами, что не мешает иметь в виду сельским хозяевам.
Следует еще отметить поздний прилет летних птиц, причем надо полагать, что последних, вообще, не будет мног
«Дороговизна и фальсификация», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 12 мая 1915 года.
Фальсификация пищевых продуктов первой необходимости необходимый спутник дороговизны. Еще до войны борьба с фальсификацией серьезно занимала наши общественные круги и правительство. Много говорилось и писалось о ней. Министерством Внутренних Дел на рассмотрение законодательных учреждений был также внесен законопроект о борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. Но до войны он не был рассмотрен.
По шум войны, под грохот орудий фальсификаторы продолжают отравлять население больших городов Вот маленькая справка из отчета испытательной лаборатории при петроградской масляной бирже за 1914 год. Из отчета видно, что из 500 поступивших в лабораторию проб молока около четверти оказалось с содержанием жира менее 3%, т.е. совершенно не удовлетворяющими минимальным требованиям санитарного надзора. В трети всех проб найдено лишь среднее содержание жира. Но наибольшие размеры приняла фальсификация масла. Около 40% всех поступивших проб оказалось фальсифицированными, в более чем четверти проб обнаружено присутствие соды, употребление которой законом совершенно запрещено. (…)
По законопроекту Министерства Внутренних Дел лица, виновные в изготовлении или в продаже явно недоброкачественных продуктов, подвергаются тюремному заключению, сроком от двух недель до 1 года, или же высокому денежному штрафу, а в исключительных случаях и лишению права торговли или промысла.
В административном порядке в тюрьму человека на год посадить нельзя, но лишить его права торговли или выслать можно. Следовательно, и временные меры в борьбе с фальсификацией могут дать вполне реальные результаты.
Нужно только энергичнее приняться за дело.