Май 1940-го: вишневый сад около Козлова вала гибнет
В мае 1940 года владимирцы сетовали на плохой уход за знаменитыми вишневыми садами, искореняли «вредные религиозные праздники» и порицали распоясавшихся хулиганов. Подробнее об этом читайте в нашем обзоре архивной прессы.
«Сады гибнут», статья в газете «Призыв», опубликована 17 мая 1940 года, автор С.А. Саушкин.
Садоводство в нашей стране имеет огромное значение. Партия и правительство повседневно заботятся о развитии этой отрасли хозяйства.
Наш Владимир славится, как город плодоносящих садов, и, в частности, вишневых, дающих знаменитую владимирскую вишню. Многие сады принадлежат организациям. Внимательный уход за ними обеспечил бы трудящихся фруктами и ягодами на все время года. Однако городской совет не обращает никакого внимание на городское садоводство. Больше того, плодовые деревья гибнут. Не принимается никаких мер, чтобы их оберегать.
За примерами ходить недалеко. Возьмем ценнейший вишневый сад около Козлова вала. Он побывал в ведении многих организаций — сельхозтехникума, горкомхоза и др. Но ни одна организация не позаботилась об уходе за деревьями.
Сейчас сад в самом запущенном виде, какой только можно представить. Деревья не окапываются, нет правильной обрезки их, не производится посадка и прививка. Сад не охраняется. Изгородь частично сломана, кусты обламываются.
Весна уже наступила, однако в саду еще не начаты весенние работы. По существу плодовые деревья гибнут.
В выходной день на Клязьме. Фото А.Сидорова. Опубликовано в газете «Призыв» 28 мая 1940 года.
«Николин» день», статья в газете «Призыв», опубликована в мае 1940 года. Автор — Н.Румянцев.
Среди верующих, особенно в сельских местностях, большим почитанием пользуется «святой» Николай, он же «чудотворец», он же «угодник». Поповщина усиленно рекламирует Николая как крупного «святого», охотно приходящего на помощь всем, кто ему молится.
Попы утверждают, будто Николай родился около 260 года, т.е. семнадцать веков тому назад, в богатой христианской семье, рано заделался церковником и был избран в архиепископы города Мира, в малоазиатской области Ликии.
Между тем историческая наука установила, что Николая «угодника» на самом деле никогда не было и поповские рассказы о нем — одна из тех религиозных басен, которыми попы обманывают верующих. При научном изучении древнейших церковных сказаний о Николае Мирликийском оказалось, что «житие Николая-«угодника» церковники почти полностью списали с «жития» епископа Пинарского, жившего в VI веке. Оттуда списаны также такие подробности, как имена родителей сказочного «чудотворца», место его рождения, рассказ о его детских и юношеских годах и прочее.
Впрочем, попы не выдумали Николая целиком сами. Они позаимствовали его у древних народов, живших на побережье Средиземного моря. Еще до возникновения христианства эти народы поклонялись греческому богу Посейдону, которого считали богом морей и рек, покровителем мореплавания, торговли, земледелия. Много веков спустя в городе Мире христиане прозвали Посейдона «Николаем», что значит «победитель народов».
Со временем языческое происхождение Николая-Посейдона постепенно забылось. Тогда церковники окончательно выдали Посейдона за христианского «святого», сфабриковали его «житие» и «мощи». Так языческий Посейдон стал христианским Николаем-«чудотворцем» и «победителем народов». (…)
Эксплуататорским классам было выгодно народное почитание «святых», так как оно отвлекало трудящихся от классовой борьбы с их угнетателями.
В целях обмана трудящихся церковники установили в честь Николая особые праздники — весенний (22 мая) и зимний (19 декабря). Праздники эти заняли видное место в народном быту и до сих пор приносят верующим трудящимся большой вред.
Возьмем, например, майский «николин день». Он вреден прежде всего тем, что поддерживает у верующих нелепые верования в вымышленного Николая, от милости которого будто бы зависит процветание хозяйства.
Майских «николин день» вреден еще тем, что празднование его совпадает с горячей порой в сельском хозяйстве. В это время в колхозах дорог каждый час. Между тем праздник отвлекает много верующих от работы, вызывает нередко прогулы.
Празднование «николина дня», как и других религиозных праздников, помимо того что затемняет сознание людей, приносит большие убытки народному хозяйству. Это все на руку только недругам нашей социалистической родины.
По городу Владимиру. На снимке – вид на улицу III Интернационала у площади Свободы. Фото А. Сидорова. Опубликовано в газете «Призыв» 30 мая 1940 года.
«Хулиганы распоясались», статья в газете «Призыв», опубликована 30 мая 1940 года.
За последнее время в городе участились случаи хулиганства. Хулиганы пристают к прохожим на улице, устраивают ссоры и драки в магазинах, на базарной площади, терроризируют население.
Вот несколько случаев последних дней. Некий К.М. Никешин, наладчик грамзавода, приставал к прохожим на улице III Интернационала, ударил по лицу гр.Лупанова. В дежурной комнате милиции он ударил командира отделения милиции. Рабочий травмпункта ст.Владимир А.И. Чуркин устроил драку возле магазина. А когда его попытались уговаривать — он ударил завмага т.Сокова. Устроил драку возле магазина слесарь Союзтранса А.Н Афанасьев и т.д.
Дикий случай хулиганства произошел 21 мая на базарной площади. Трое пьяных хулиганов — некий Д.Ф. Сорокин, его брат С.Ф. Сорокин и рабочий ТЭЦ Сипин подошли к группе возчиков артели им. Буденного и без всяких оснований затеяли ссору, нанесли рану кинжалом в живот одному их возчиков — тов. Болтушкину. Спустя несколько часов Болтушкин скончался. Убийца арестован.
Все эти факты требуют серьезного внимания милиции и всей общественности города. К сожалению, такого внимания до сего времени было крайне мало.
Хулиганству — этому пережитку проклятого прошлого должна быть объявлена самая решительная борьба.