Май 1990-го: «Забастовка парикмахеров в самом престижном салоне»
Какими событиями был наполнен май 1990-го года во Владимире? Сегодня мы пролистаем старые газеты, чтобы выяснить это. Из нашего очередного обзора архивной прессы вы узнаете, какие имена давали детям 25 лет назад, для чего фрезеровщик «Автоприбора» обмотал себя цепью на проходной завода и почему бастовали парикмахеры в самом престижном салоне областного центра.
«Демография», заметка в газете «Призыв» от 12 мая 1990 года.
Как сообщили нам в загсе областного центра, в апреле здесь выданы свидетельства о рождении родителям 204 мальчиков и 180 девочек. Как и прежде, «первенство» держат такие имена, как Александр, Дмитрий, Анна и Екатерина. Единицы мальчиков получили имя Прохор и Филипп, девочек — Ульяна и Марта.
Самой старшей по возрасту матери 42 года, самой юной — 15 лет. В двух семьях родился четвертый ребенок, в двадцати — третий, в трех — двойня. Кстати, в 51 семье малышей воспитывать будет только мать.
В апреле зарегистрировано лишь 79 разводов. Продолжительность браков колеблется от 29 лет до пяти месяцев.
В минувшем месяце образовалось 266 новых семей. В самой молодой паре жениху 19 лет, невесте 16, старше всех оказали 72-летний жених и его 68-летняя невеста.
Умер 251 человек.
«Фарс с цепью», статья в газете «Призыв» от 13 мая 1990 года. Автор — В Ченцов.
Кому придет в голову мысль обмотать себя цепью, повесить на нее замок и встать в проходной завода?
29-летнему фрезеровщику цеха №11 завода «Автоприбор» Александру Чикину она пришла.
Вот таким образом он выразил свой протест по поводу того, что администрация завода якобы чинит ему препятствия в связи с его желанием перейти на работу в цех №15.
Конечно, многие автоприборовцы, спешащие в то утро 10 мая на свои рабочие места, были удивлены.
Что стряслось?
Да ничего, оказывается, особенного и не произошло, если не брать в расчет желание Александра Чикина привлечь к себе всеобщее внимание.
20 апреля он подал заявление об увольнении. В отделе кадров завода в установленном порядке его зарегистрировали. В специальной графе определили последний день работы производственника ‑19.06.90г. А 26 апреля Александр Чикин подает другое заявление с просьбой перевести его на работу в сборочный цех №15.
Одним словом, ситуация самая обычная. Ведь практика перевода с одного рабочего места на другое на предприятиях довольно распространена. И люди, конечно, в первую очередь обращаются к мастеру, начальнику цеха. Если решение вопроса затягивается, идут в отдел кадров или, например, в профсоюзный комитет, который, как правило, защищает интересы рабочих.
Александр Чикин решил всех проигнорировать — и администрацию, и общественные организации. Видимо, посчитал сложным следовать установленному порядку. Хотя найти цепь, наверное, было куда сложнее. Но зато — эффект, шум, разговоры.
Общественное бюро кадров цеха №11 дало согласие на перевод Александра Чикина в другое структурное подразделение завода. Практически — никаких проблем.
«Забастовка парикмахеров в самом престижном салоне областного центра», статья в газете «Призыв» от 17 мая 1990 года. Автор — Е.Скляров.
Клиентки «Чародейки» (проспект Ленина) не смогли в тот день очаровать своих поклонников. Помешала им не какая-нибудь банальная причина вроде хвостатой очереди, некстати заболевшего мастера, а грозный символ наших дней — забастовка.
Примерно 50 парикмахеров из 60 обслуживающих салон объявили в середине дня, на стыке двух смен, что прекращают работу. Они выразили недоверие «всей конторе» – управленцам и работникам экономических служб комбината «Владразнобыт», а также заведующей салоном В.Алабовой.
«Контора» обвиняется в покушении на аренду (форма организации труда в этом коллективе), формировании непомерного плана выручки, драконовском проценте отчислений на оплату труда. Заведующая — в махинациях с парфюмерией, часть которой, как утверждают забастовщики, не выдавалась мастерам для обслуживания клиентов, а уходила на сторону. В отчетных документах парикмахеры увидели, например, списанное средство для укладки волос «Локон», флаконы дорогостоящего шампуня, но не смогли припомнить, когда эти средства труда появлялись на их на рабочих столиках. Обращение в органы БХСС в свое время не дало желаемых результатов. По словам бригадира Г.Швец, многие подумали, что милиция заодно с «конторой».
И вот — забастовка. Среди требований — также улучшение условий труда. Требования начали выполняться администрацией комбината буквально в тот же день.
После того как бастующую «Чародейку» посетили руководители «Владразнобыта» и представители областного управления бытового обслуживания, была освобождена от занимаемой должности В.Алабова. На следующий день появился состав для химической завивки, который у парикмахеров давно считался в дефиците. Специальная комиссия проводит проверку расхода парфюмерии, разбирается с арендой, оплатой труда, планом. Результаты будут вынесены на собрание коллектива.
Итак, пар выпущен. Напряжение спадает. В 18 часов того же дня парикмахеры приступили к работе. Новая заведующая Т.Громова, в срочном порядке направленная сюда с должности начальника цеха комбината, встретила вашего корреспондента словами: «Никакой забастовки нет. Все работают прекрасно. Тишина…»
Г.Швец, однако, другого мнения: «Мы ждем собрания. Но если нас снова обманут…»
Одним словом, в интересах наших прекрасных дам надо разрешить этот конфликт быстро и справедливо. «Чародейка» не должна бастовать.