История

Июнь 1915-го: «Дисциплинирующая сила хоровода…»

Теперь наши еженедельные обзоры архивной прессы выходят по воскресеньям, чтобы не терялись они среди материалов понедельника. И сегодня мы снова предложим нашим читателям пролистать старые газеты, чтобы вспомнить, как и чем жили наши предшественники век назад, в разгар Первой мировой войны.

«Учреждение школы прапорщиков ополчения», заметка в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 5 июня 1915 года.

Военное Министерство признало необходимость учредить школы прапорщиков государственного ополчения.

Школы, по одной на фронт, в составе 400 человек каждая, должны служить для подготовки молодых людей ополчения к производству в прапорщики ополчения, в трехмесячный срок. В школы принимаются без экзамена, из лиц, удовлетворяющих требованиям офицерской службы: 1) прапорщики-зауряд, 2) унтер-офицеры и ратники ополчения с образованием не ниже второго разряда и 3) молодые люди равного им образования со стороны, из числа ратников 1‑го и 2‑го разряда ополчения, не призванных на службу в войска.

Учебный курс в школах приходится применительно к программам для испытания прапорщиков запаса. Обучающиеся, признанные успешно окончившими курс школы, производятся в прапорщики государственного ополчения, причем при роспуске государственного ополчения они подлежат увольнению от службы, с зачислением в ополчение на общих для офицеров ополчения основаниях.


Реклама мебельного магазина в доме Куликова (дом 28 на Большой Московской). Опубликована 3 июня 1915 года в газете «Старый Владимирец».

dsc02681


«Устройство народных гуляний и народных праздников», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 12 июня 1915 года. Автор — Я.О. Кузнецов.

С исчезновением хоровода в деревне прекратилось собственно и увеселение в деревне. Дисциплинирующая сила хоровода в деревне приковывала к себе всех: и молодых, желающих повеселиться, и стариков, желающих поглядеть и послушать, и ребят, желающих поглазеть, все возрасты были прикованы хороводом и подчинены одному ему.

Не то теперь в деревне. В праздники обычная картина такова. Где-нибудь на околице девицы, стыдливой кучкой сжавшись, начинают танцевать «кадриль» или «лянце» с одним гармонистом. Подходят парни потанцевать. Но не прошло и получаса, как в группу врезается ватага пьяных парней, не умеющих танцевать. «Лянце» кончается, все по сторонам, начинается хождение по сторонам, без слов, или в худшем случае с нынешними частушками. И чувствуется в этой картине, что все это делается как то нехотя, молодежь потеряла свое настоящее веселье, ищет его на улице и никак не может его найти.

Задача всех просветительных обществ помочь населению усвоить принципы разумного развлечения.

Как же достигнуть этого?

В центре народных гуляний должен быть хоровод и игровые песни.

Для этой цели должны быть изданы сборники хоровых и игровых песен с картинами или фотографическими изображениями, как нужно играть в ту или другую игру или хоровод. (…)

Для не участвующих в хороводе и играх должны быть устроены: раешник с хорошим подбором картин, «Петрушка» и другие представления на куклах (театр марионеток). Для лиц, обладающих физической силой, должны быть устроены: лазанье по шестам, по мачтам, хождение по длинному качающемуся бревну, скакание на шестах через препятствие, бросание диска, копья, выжимание манометра и т.п. Для поддержания порядка и распорядительности должны быть избраны из местной грамотной молодежи особые лица.

Вот что необходимо иметь в виду каждому просветительному обществу, устраивающему народное гулянье и ожидающему успеха.


Реклама франко-русского театра, выступавшего во Владимире на Ярмарочной площади (вероятно, речь идет о Торговой площади, располагавшейся за современными Торговыми рядами). Опубликована 3 июня 1915 года в газете «Старый Владимирец».

dsc02682

Back to top button