Интервью

Александр Акимов: «С Земсковым надо прощаться…»

15 июня у многих игроков «Торпедо» заканчиваются контракты. Под вопросом продление трудовых отношений и с наставником черно-белых Александром Акимовым. Учредители клуба пока взяли паузу. Используя ее, ПроВладимир решил подвести итоги завершившего сезона вместе с наставником торпедовцев, а заодно узнать о будущем владимирского футбола, зарплатах футболистов и отношениях с болельщиками.

- Александр Евгеньевич, завершился сезон. Каким он был для команды и чего ждете в будущем?

- На днях учредители клуба будут принимать решение по итогам сезона. Для меня, например, он получился очень интересным. Я частенько говорю, что рассматриваю его как двухгодичный этап. Конечно, жалко, что нам ни в прошлом сезоне, ни в этом не удалось выполнить поставленную задачу – попасть в пятерку. Но утешаю себя тем, что даже сейчас в Питере мы были в тайме от пятого места. Опять же, если говорить об утешениях, до последнего тайма, до последнего тура были шансы, но не получилось. Как итог восьмое место. Но вместе с тем у нас не было сильных перепадов в игре. Единственный раз мы проиграли три матча подряд, было, правда, и два матча. Это все-таки небольшой отрицательный период для команды. Сейчас уже анализируя, ставлю себе в вину, что можно было что-то поправить и поменять в этом весеннем отрезке. Хотя, если посмотреть чисто цифры, этой весной мы выиграли пять игр, а в прошлом году три. В первом дивизионе мы тоже пять игр выиграли. Но даже по сравнению с ФНЛ у нас сейчас похуже получилось. Так что, наверное, надо было поменять что-то этой весной. aleksandrakimovtekst2

- Что бы Вы хотели поменять? Игроков, тактику, подготовку?

- Нет, точно не игроков. Я их не мог поменять и не считаю это нужным. Тактику мы видоизменяли. Изменения были даже по весне. Я имею виду, прежде всего физическую подготовку и кондиции игроков. Частенько меня за это ругали и, наверное, ругали правильно. Несколько матчей мы проиграли, именно во вторых таймах, в концовках.

- Игры со «Строгино», «Спартаком‑2» и «Зенитом‑2» – это самые показательные примеры?

- Да, именно так. Подготовку сейчас бы поменял, но опять же, немного. Что такое физические кондиции? Ведь можно перегнуть, и тогда команда месяцами будет выходить из ямы. Считаю, что не хватило именно какого-то мастерства – довести матч, который складывается более-менее удачно, в то время, когда силы уходят. Здесь должны быть какие-то морально-волевые качества. Те ребята, которые посвежее, вышли на замену, или лидеры должны были брать инициативу. С тем же «Зенитом‑2» на нашу оборону давили очень прилично, мы могли и пропустить, и забить, и в принципе, задача стояла попытаться нивелировать давление и выйти в атаку. Мы забили гол, имели пару моментов забить второй, а то и третий.

- Но ведь пропустили пять мячей в одном тайме, это очень много.

- Да, много.

- Есть ли вина игроков, которые практически перестали играть?

- Есть такое, что бросили играть. Ведь настроение было такое, что 60 минут отыграли и ведем 1 – 0, и момент Зимарев, почти пенальти, не реализовал. Я думаю, если бы у них не было Зырянова, то мы, возможно, и забили бы три. Наличие такого человека в команде какую-то удачу, ауру побед привносит. Это дорого стоит. Как раз здесь и сложилось так, что «Зенит‑2» и «Спартак‑2» – они нас моложе, но получается, что и сильнее.aleksandrakimov tekst6

- Но у нас есть тоже опытные игроки, которым пора взять роль так называемого «дядьки» на поле и повести за собой?

- Вину за результат несет главный тренер. За пять мячей в первую очередь отвечает главный тренер. Поэтому нет смысла говорить о мастерстве, о возможностях, о характере. Все равно вина на мне. Значит, я так подготовил. По большому счету 62 и 64 минуты, два мяча получили, и ребята поняли, что не справятся с таким давлением. Опять же вопрос к нам, и это мне даже люди посторонние говорят, болельщики – забили гол и все, бросили играть. До гола у нас была одна игра, после гола другая. Это вопрос, на который я ищу ответ.

- Вы мягкий тренер?

- Конечно. Это и сказывается. Я ребятам во время матча со «Спартаком‑2» сказал, что доброта, может быть, и спасет мир, но нас она не спасает на данном этапе. Хотя, наверное, ничего бы не поменял в той встрече. Я могу одно сказать – у нас была команда, которая способна на определенный результат. Именно команда. Не лидеры, не раздробленные группировки, не люди, которые остались, чтобы годик перекантоваться, а именно команда. Я сейчас смеюсь, в «Зените‑2» играет Зырянов, я говорю, что надо Вязьмикина поставить, я думаю, он бы помог. Опять же, если брать сухие цифры статистики, у нас лучший бомбардир Земсков забил шесть мячей, а нам один Обухов («Спартак‑2») шесть забил за две игры. И если взять бомбардира, например, из «Домодедово» Говрюка, он за десять игр шесть мячей забивает.

- В прошлые годы наш лучший нападающий меньше десяти не забивал?

- Этот сезон показал, что движение футбола идет в одну сторону, а мы немного в другую. Сказать, что все плохо, я не могу. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Ребята наши ошибались, но не из-за того, что они такие плохие игроки и чего-то не хотели. Другое дело, что мы сейчас можем. Давайте сравним сезон, а то и год, который прошел с начала первенства. Матч с «Зенитом‑2» здесь и в Питере. Посмотрите, что стало с «Зентом‑2». Это совсем другая команда. Помимо того, что изменения внутри, люди физически растут, обрастают мышцами и характером, это еще и Зырянов – и уровень игры получился совсем другой. Если взять два года, посмотрите, где регионы сейчас находятся. В прошлом году выше нас были Смоленск, Псков, Иваново. Я не беру «Химки» из Московской области. Сейчас только «Текстильщик» выше нас и всего на пять очков. Остальные регионы ниже значительно. Я только могу сказать, что следующий год будет еще сложнее. 

Я думаю, что в этом направлении все идет. Богатые клубы могут себе позволить по две команды. У них свои задачи – и в ФНЛ и в Премьер-лиге могут играть, поэтому регионам очень сложно. Вспоминаются слова госпожи Журовой, что нам не нужен профессиональный футбол. Мне очень жаль, что по такому пути идет страна. Если так и будет продолжаться, то через год-два футбол будет только в Питере, Москве и области плюс Краснодарский край с Татарстаном. Но они вкладывают в академии, в школы. Без этого футбола не будет.

- На этой неделе у Вас будет встреча с руководством. Наверное, есть и программа по развитию команды?

- Я сейчас подготовил некоторые тезисы для встречи, по развитию команды, что я вижу. Постановка задач, таких как войти в пятерку или тройку, не говоря уже о выходах куда-то, требует больших денежных вливаний, причем сразу и не на один год. Такого во Владимире никогда не было. Если мы говорим о развитии нашей команды, то единственно правильный путь, это начать строить команду на перспективу. Способную при адекватных вложениях ставить какие-то задачи. Наши ветераны не молодеют – раз. Молодые ребята, как Земсков, Усов, Павлов, Тевосян, 94 года рождения, которые были в команде, это уже не молодежь со следующего сезона, и не факт, что они останутся. Впереди у нас на подхвате 95, 96 года. В составе пока может играть только Гладышев, причем не всегда, и непонятно как пока. Поэтому надо понимать, что задачи сейчас должны быть адекватные. И вектор развития должен быть правильным. Ветеранов, конечно, сейчас выгонять нельзя. Только молодыми играть нельзя. Это показывают такие клубы, как «Зенит‑2», «Спартак‑2». Они без Кудряшова и Зырянова ничего бы не сделали, я больше, чем уверен. Они в прошлом году были ниже нас. У нас тот же Смирнов имеет хорошую статистику. 35 лет человеку, четыре забил и отдал голевых передач десять, это дорого стоит. Это говорит о том, что человек еще востребован. Каратыгин, Втюрин, Малышев, Дубровин в меньшей степени, но все равно они задают тон, они задают класс. Вопрос в том, что сейчас, ставя задачу попасть в пятерку, я был вынужден отчасти надеяться на ветеранов, на опытных игроков, чтобы попытаться эту задачу выполнить. Дольше выход один – надо больше играть молодежи и даже дальнего прицела 97,98 и 99 годов рождения, чтобы они играли, а подыгрывали уже ветераны. «Старики» никуда не денутся, они помогут. Я думаю, у них и самих желание есть, но команду надо строить с прицелом на молодежь.torp zt tekst46

- Но если строить команду на молодежи, зачем тогда большие финансовые вливания?

- Если мы ставим задачу выйти в первый дивизион, то надо понимать, что Смирнов через год-два, наверное, уже не будет выходить в первую лигу. И остальные ветераны тоже. Поэтому нужно среднее поколение, даже тех же владимирских. Есть Конюхов, например, не всегда он в премьер-лиге будут играть. Есть Гацко, Федотов-старший – люди, которые к Владимиру имеют отношение и уровень могут поднять. Но это упирается в зарплату. У нас в команду набор отчасти был по владимирской прописке, кто подешевле, кто помоложе, а это должна быть здоровая конкуренция. Надо понимать, способны ли выпускники нашей школы конкурировать с выпускниками академий «Спартака», «Зенита». Там ведется отбор со всей страны и на протяжении не одного года. Мы сейчас взяли Федотова. Он же в прошлом году в «Спартаке‑2» играл, но оказался не нужен. В «Рубине‑2» Казанский играл, тоже не нужен. Потому что там отбор, и играют далеко не все, кто выпускается из академии. Способна ли наша школа сейчас выпускать таких футболистов, и способны ли мы доводить их? Если взять историю – Зимарев, Зинин, Шалин – вот эти люди, которые сейчас в команде, они не сразу заиграли. Еще один показатель – Земсков. Первый год – десять мячей. Второй год сразу меньше. Я думаю, с Земсковым надо прощаться. Ему надо попасть в такую среду, где ты должен выживать каждую игру. А не так, что ты понимаешь, что ты лучший и как бы ты не тренировался, ты лучше, чем, например, Тевасян. И он это понимает. А когда идет отбор, тогда извините, забил два за сезон – тебя просто убрали и взяли другого. Я думаю, путь нас ждет не скоротечный. Но я предполагаю, что и вливаний, скорее всего, не предвидится. Поэтому хотелось бы определиться с задачами, что нам надо от команды. Определенные задачи мы все-таки выполняем, например, как социальный проект, как двигатель спортивной жизни города. Пусть и на уровне второго дивизиона. Школа живет, в соревнованиях участвует, и стадион не пустует. Деньги, которые мы получили от учредителей, мы правильно, как нам кажется, использовали, и за это нас можно похвалить. Потому что мы деньги оставили в регионе, мы оставили их в структурах, которые нашим же учредителям и принадлежат. Я считаю, что путь абсолютно правильный. Вопрос только с перспективой. Куда мы хоти идти и что мы хотим от будущего пути.torp zttekst

Я, например, надеялся, что тех же болельщиков на стадионе будет больше за счет того, что играем своими ребятами. Но я не увидел интереса среди болельщиков. Ходят те, кто и так все время на матчах присутствует.

- А с чем вы это связываете?

- Отчасти с игрой нашей. Я думаю, мы сталкиваемся не с владимирской тенденцией, а с чисто российской. Ну кто захочет пойти на стадион, где холодно, ни чаю не попить, ни пива. Мы позволить себе козырек над трибунами построить не можем. Что можно сделать для болельщиков на наши деньги? Вот мы разыгрываем три шарфа, ну мячик им дадим. Съездили с мастер классами, вот все, на что способны. С другой стороны, наше выступление в первом дивизионе. Посмотрите, начиналось с пяти и семи тысяч. Потом, даже не взирая на то, что мы вели борьбу, народу стало меньше. Сейчас имидж футбола настолько низок, что не заманишь людей нигде, хоть в Москве, даже на Халка толком не идут. «Амкар» полный стадион не может собрать. Когда я слышу выступление Гинера, вторая лига, вы что не занимаетесь ценовой политикой, телевидением, спонсорами. Мне хотелось бы сказать, господин, попробовали бы вы найти спонсоров во Владимире. Найти тех людей, которые готовы баннер свой повесить за 20 тысяч рублей. Тяжеловато ему было бы.

- Есть ли у вас обида на нелестные комментарии болельщиков?

Мне, наверное, не стоит иногда резко реагировать. Это моя работа. Действительно, не нравиться человеку как мы играем, он имеет право это сказать. Почему он должен молчать, тем более, заплатив за билет? Поэтому здесь больше нервы и эмоции, чем какой-то показатель. Но я думаю, что не настолько я ругался, ну разок так … У меня были моменты, когда я с человеком наоборот соглашался, что плохо играем. Другое дело, что хотелось бы, чтобы объективно оценивали. Почему-то мне кажется, ожидания завышены теми же болельщиками. Нас выводили в первый дивизион, с чего бы это? С того, что вернулись Каратыгин и Зинин со Смирновым. С чего? Игроки остались, первая лига была четыре года назад. Им было по 30 лет, а сейчас им уже по 35. Не в обиду Зинину. Он пришел к нам не потому, что я позвал, а потому что никуда не позвали. А мы с удовольствием его взяли. Я в нашу команду вообще никого не звал. Я ребятам говорил, если вам будет тяжело, позвоните, и мы найдем варианты, чтобы вы были дома и работали. Вот и все. Кто-то приехал сразу, кто-то приехал чуть попозже. Но опять же это не был отбор, это набор. И я благодарен ребятам, что они приехали и дали даже этот результат.

- Что будет дальше?

У меня 15 июня заканчивается контракт. Он также заканчивается у подавляющего числа игроков, руководства. И этот тот самый момент, когда учредители вольны, ничего не объясняя, все поменять. Ничего здесь сверхъестественного нет, просто хотелось бы, чтобы все было объективно и адекватно. Потому что команда должна знать, что дальше. Им должны сказать, чтобы они могли строить планы и, возможно, устраивать свою жизнь.

- Если не продлят контракт, это будет для вас неприятным сюрпризом?

На протяжении этих двух лет у меня были моменты, когда я хотел уйти. Могу вспомнить прошлый год, игру с «Тосно». «Тосно» там, «Тосно» здесь. Когда было «Тосно», мне было реально тошно. И такие моменты возникали не один раз. И сейчас в первом тайме с «Зенитом‑2» одно настроение, а через двадцать минут не знаешь, что делать и что сказать. Такова жизнь, такова профессия. Но есть ответственность за ребят и за весь проект. А потом, работать тоже хочется. 

- Ситуация с отсутствием определенности, она нервирует?

-Конечно. Единственное, я ребят нацелил потерпеть недельку. Надо осознать и руководству в том числе. Я приехал из Питера, а меня спрашивают, когда у вас будут тренировки. А я даже не знаю, кто будет составлять расписание, может, это будет делать новый тренер. Поэтому, конечно, нервозность есть. Я жду, когда позвонят, скажут – приходи.akimovtekst 09jpg

- Если оставят, планы подготовки уже готовы?

-План составить не проблема. Меня все на последних пресс-конференциях мучили, а если оставят, а есть ли планы, перспективы. Я так скажу, Гладышева я готовил с прицелом на будущий сезон. Я его не просто так готовлю. Его одногодка Казанский, очень жаль, что он получил серьезную травму, и вполне возможно, что у него все получится через полгода. Федотов у нас в команде, это тоже 96 год. Вопрос в том, чтобы о будущем думали не только сейчас. Варианты есть, но их не так много. Опять же вопрос, с директором Вязьмикиным сесть и посмотреть, а хватит ли нам денег на окончание этого года. Подписать контракты с ребятами надо на каких-то условиях, которые будут еще следующий год действовать. И как у нас будет с бюджетным финансированием? Может быть, обязательства неподъемные не брать. Тот же взнос в ПФЛ вырос на 100 тысяч, расходы на гостиницу, питание растут. Надо смотреть, где мы можем сэкономить, а где не можем.
В принципе, можно и зарплату еще экономить и вполне вероятно, что это будет. Бюджет нам сокращают. Хорошо, что потихоньку, вы слышали, что нам на форму деньги сократили, в чем-то еще урежемся. Хотя по большому счету мы и так на минимуме. Если не ставить задач, надо готовить молодежь. Мы не зря взяли Дурнева. Смотрим, он тренировочный процесс изменил, подход и требования к молодежи. Понятно, что у нас не будет таких объемов по 10 человек из школы в команде менять, но один-два из каждого возраста, если их быстрее доводить. Мы сейчас обращаем внимание на 99 год. И на 2001 год.

- Играть одними владимирскими футболистами – это правильно?

- Вот это настораживает, мы с Дурневым это проходили давным-давно, когда в раздевалку заходил представитель от учредителей и говорил – 70% владимирских все равно должны быть. И владимирские понимали, что я в команде по-любому буду, каких-то пять человек возьмут со стороны, но я‑то буду. А сейчас еще больше все усложнилось. Сейчас все владимирские. И все понимают, кого ты еще возьмешь-то? У нас есть возможность взять иногородних. Можно пригласить молодого лимитчика, и он будет играть не хуже. Вопрос в том, что зенитовцам и спартаковцам говорил, вы не балуйте народ. Их потом к нам никаким калачом не заманишь. Людям по 18 лет, они еще в футбол не играли. «Локомотив‑2» ниже нас. «Зенит‑2» был в прошлом году ниже нас, «Спартак‑2 тоже где-то там ковырялся, а зарплаты такие… Мы, когда вышли в ФНЛ, предлагали ребятам из «Локомотива‑2» контракты, а они говорят – мы 4 место во второй лиге заняли, и у нас зарплаты в 10 раз больше, чем у вас. Поэтому наши молодые не избалованы, но я понимаю, что и баловать-то нельзя. Люди должны зарабатывать. Это и ветеранов касается. Я считаю, что баланс у нас был более-менее найден. Вопрос теперь, как нам развиваться и как будем этот баланс соблюдать, на каких условиях. И так, чтобы выжимать результат и хорошую игру показывать, и молодежь растить.

Back to top button