История

Июнь 1965-го: «Владимирский речной участок стал хиреть и чахнуть…»

Прослушать новость:

Сегодня мы вспомним, о чем писали владимирские газеты полвека назад. В 1965-ом году ввысь тянулись новые дома, росли кварталы, расширялись микрорайоны… Обратите внимание, что в одной из заметок нашего обзора пойдет речь о застройке улицы Гагарина. Но не перепутайте — в середине прошлого века именем первого космонавта называли нынешний проспект Ленина. Также читайте статьи 50-летней давности о проблемах навигации по Клязьме и о строительстве стены для укрепления Козлова вала.

«Окраины нашего города», заметка в газете «Призыв» от 2 июня 1965 года.

dsc02784 copy

Не правда ли, радуют наш глаз эти новые дома Владимира? И особенно потому, что выросли они там, где раньше ничего не было или ютились жалкие домишки. Мы с вами уже привыкаем к тому, что все больше окраин Владимира превращается благодаря умелым рукам строителей в новые жилые кварталы с широкими улицами, красивыми скверами…

Большое строительство ведется сейчас в квартале № 602 в конце улицы Гагарина. Общую панораму стройки запечатлел наш фотокорреспондент В. Боровков.

Всего в этом году в городе будет построено около ста тысяч квадратных метров жилья. Представьте, сколько семей справит новоселье!


 

«Молодеет древний вал», статья в газете «Призыв», опубликована 9 июня 1965 года.

dsc02782

С большим интересом следят владимирцы за работами, которые идут сейчас на Козловом валу у Золотых ворот. Многие спрашивают о том, что здесь решили сделать. Особенно волнуются любители старины — не повредит ли это древнему памятнику.

Нет, нет, владимирцы могут не волноваться, все останется в первозданном, если там можно выразиться, виде. Только древний вал немного принарядится, помолодеет, станет настоящей гордостью и украшением города.

На многочисленные «что», «как» и «почему», связанные с работами на валу, мы попросили ответить главного архитектора научно-реставрационной мастерской Алексея Дмитриевича Варганова.

Владимирская специальная научно-реставрационная мастерская проводит работы по благоустройству Козлова вала около Золотых ворот. Проект был разработан О.Г. Гусевой и И.А. Столетовым.

Торцевая часть вала будет укреплена вертикальной белокаменной стеной, расширится площадка. Верхняя часть нивелируется, откосы примут характер древнего вала и благоустроятся.

Что найдено интересного у древнего валя при земляных работах? Во-первых, вызывает большой исторический интерес подошвенный слой, на который насыпан вал в XII веке (1158-1164 гг)

Слой этот совершенно чистый, без каких-либо вещественных находок, толщина его не более 15-20 см. Это дает повод установить, что в XII веке эта часть нынешнего города Владимира при князе Андрее Боголюбском (при нем и был насыпан вал) была совершенно незаселенной, необжитой окраиной и строительство вала и Золотых ворот производилось в поле.

В разрезе вала владимирцы могут сейчас наблюдать ясно выраженные напластования: основной массив песчаный, это материал — горный песок, глина — вырытый при сооружении рва. Темно-серая, пепельная полоса по наружной части вала — слой времен монголо-татарского нашествия 1238 года; выше его — слои восстановления, подсыпка вала в последующие времена. Верхний слой вала был снят в 18 веке, и вал сделался много ниже начального. С внутренней стороны хорошо выражена верхняя часть позднейшей подсыпки — глинистая — под которой находится угольный слой.

Пожар, вероятно, довольно ранний, так как в этом слое обнаружено несколько керамических плиток, кирпичей с майоликовой поверхностью разных цветов, расписанных разнообразными рисунками. Кирпичи с узорами принадлежат Ризположенской церкви, построенной на Золотых воротах в 1164 году.

Когда и в какое время майоликовые камни попали в пожарище? Этот вопрос требует особого исследования.

Как видно, Ризположенская церковь, поставленная на Золотых воротах, являлась так же, как и другие храмы времен Андрея Боголюбского, одним из роскошных и красивых зданий того времени. Найденные майоликовые расписные камни (кирпичи — плинфа) указывают, что и этому храму со стороны владимирских строителей и заказчика было уделено большое внимание.

Что украшали эти камни? Пол, стены? Этот вопрос также требует дальнейшего исследования, так как поверхность их не истерта и имеет прекрасной сохранности рисунок. И еще необходимо отметить, что производство кирпича (плинфы) со времен Мономаха (XI в.) не было забыто, оно, как видно теперь, продолжалось в строительстве по традиции и в белокаменном зодчестве XII века, но использовалось уже для отделочных работ — полов, стен.

Наблюдения за земляными работами на Козловом валу имеют большое научное значение.


 

«В добрый путь, «Сергей Тюленин»!», статья в газете «Призыв» от 20 июня 1965 года. Автор — Л. Мацкевич.

dsc02783

16 июня, спустя два месяца с начала навигации на Клязьме, наконец-то открылась пассажирская линия Владимир — Спас-Купалище.

Как и в прошлые годы, теплоход «Сергей Тюленин» будет преодолевать расстояние до Спас-Купалища за три с половиной и находиться в обратном рейсе четыре часа. Время отправления: от пристани Владимир — 16 часов, из Спас-Купалища — 3 часа утра. Теплоход «Сергей Тюленин» — водометное судно с незначительной осадкой. Теперь пассажиры будут чувствовать себя спокойнее — на работу не опоздают.

Все эти подробности мы сообщаем потому, что у владимирских речников нет ни телефона, ни копейки денег на рекламу, как нет во Владимире и пристани. Стараниями руководителей Клязьменского речного пароходства была сведена она до беспорядочного причала. Был здесь дебаркадер — не стало, были служебные помещения — нет их, была четко обозначенная и обихоженная территория-затон — сейчас ничего этого нет.

В который раз мы говорим и пишем о том, что Владимирский речной участок стал хиреть и чахнуть с той поры, как перешел под начала Клязьменского пароходства. К сожалению, все остается по-прежнему. Руководители пароходства видят во Владимире только дно Клязьмы, плотно набитое песком, годным для строительных целей. Тут они и «добывают» средства для содержания флота и людей, и, кстати сказать, в значительной доле к годовому плану пароходства.

Ну, а как же быть с пассажирской линией, с народом? Почему товарищи из конторы пароходства думают, что их решение — «захотели — отменили» самое правильное и безапелляционное? Легко и просто отмахнулись от людей, от своих пассажиров, от лишних забот и хлопот, и нет с них спроса. А что люди с каждой весной ждут открытия пассажирской линии, что владимирская линия наиболее оживленная — это мало беспокоит руководителей Клязьменского пароходства. Что им до того, что здесь есть довольно крупные пионерские лагеря, туристские базы, что Владимир — областной центр с развитой промышленностью.

Конечно, намывать песок бесхлопотно и прибыльно. Но позволительно спросить руководителей пароходства:

Разве только в этом цель и смысл их деятельности? А пассажирские перевозки? Видимо, опять скажут:

«Невыгодно и беспокойно». Может быть, но этому мало кто поверит. У хорошего хозяина, как говорит народная пословица, мясо — в пирогах, река — в берегах.

Мы желаем «Сергею Тюленину» доброго пути. Надеемся, что руководители Клязьменского речного пароходства изменят свое отношение к владимирскому участку.

Back to top button
Close
Close