Общество

«Президент говорит одно, а образовательные стандарты принимаются по-другому»

Общественники и педагоги поработают над единством образования

В обед в Белом доме обсуждали вопросы развития системы образования. С подачи «Общероссийского народного фронта» и Общественной палаты региона. Круглый стол под названием «Актуальные проблемы формирования единого образовательного пространства» был наполнен выступлениями как уже давно засвеченных персон, так и представителей педагогического сообщества, которые неизвестны широкой публике. Цель собрания заключалась в подготовке предложений в адрес областных и федеральных властей.

Руководитель ОП Наталья Юдина объяснила, что поводом для встречи послужило окончание учебного года, а также недавнее заседание Совета по образованию и науке при Президенте РФ. Наталья Владимировна обратила внимание на слова ректора МГУ Виктора Садовничего, который указал на высокий средний возраст докторов наук (58 лет) и научных работников (63 года). Такое положение вещей признано неудовлетворительным.

Растерянность у вице-спикера Заксобрания Ольги Хохловой вызвало «очень большое разнообразие учебников». Она поддержала создание базовых учебников по русскому языку, литературе, математике и истории России:

- Русский язык – неотъемлемая часть нашего суверенитета… История? Владимир Путин говорил, что нам нужна каноническая версия истории.

Декан юрфака филиала РАНХиГС Алексей Кудрявцев сосредоточился на проблеме подготовки юридических кадров. С его точки зрения, качество подготовки абитуриентов оставляет желать лучшего. Для преодоления этого разрыва он предлагает вузам чаще направлять своих сотрудников в школы для проведения разного рода тренингов. Выступающий пожаловался на частую смену образовательных стандартов, что дезориентирует преподавателей. Член Общественной палаты, доцент РАНХиГС Ирина Калмыкова в этой связи сказала, что в данных документах, к сожалению, всё сводится к технологии, а не к сути. Тревогу у неё вызывает девальвация ценности педагогического труда.

Директор по персоналу «Автоприбора» Галина Мизелёва села на своего конька – профориентацию. На её взгляд, нужно сделать так, чтобы молодой человек мог получить правильную информацию о том, кем он может стать. Мизелёва посетовала, что не все школы заключили соглашения с учебным комбинатом, где ученики могут познакомиться с различными профессиями, попробовать себя. Она предложила внедрять в школах систему бережливого производства, правильной организации рабочего пространства. Вернувшись к вопросу о стандартах, она выразила претензии:

- Президент говорит одно, а образовательные стандарты принимаются по-другому.

Член ОП, доцент филиала Финансового университета Игорь Савельев предупредил, что будет критиковать. Он рассуждал о неустойчивости системы образования и зашкаливающем бюрократизме. Угрозой качеству образования и воспитания Игорь Игоревич назвал ситуацию, когда вузы превращаются в коммерческие субъекты. В порядке конструктива он предложил создавать базовые кафедры предприятий в высших учебных заведениях.

Были высказаны нарекания в адрес Болонского процесса. Уполномоченный по правам человека Людмила Романова напомнила, что поступала инициатива не следовать европейским рекомендациям в плане педагогических и инженерных специальностей. Немного говорилось об условиях для обучения и воспитания. Среди прочего упомянули о привлечении общественности к управлению школами.

Выступил и я, т.к. в ряде предшествующих речей прозвучали мысли, которые нуждались, по-моему, в уточнении. Что касается единого учебника по истории, то здесь нельзя было не подчеркнуть, что учитель должен представлять ученикам разные точки зрения, различные подходы историков, а не единственно верную каноническую версию. Пришлось упомянуть естественные науки, ведь без «золотого стандарта» по математике, информатике, физике, химии страна лишится перспективы технологического прорыва. Также мной была затронута проблема ВлГУ, заката педагогической и гуманитарной составляющих в нём. На его примере видна неэффективность унификации, идеи оздания больших вузов. Единый центр управления полётами не способен учесть специфики отдельных дисциплин, траектории их развития. Частично преодолеть негативные моменты можно, например, если перенести центр тяжести на уровень кафедр и факультетов, дать возможность именно им принимать стратегические решения.

Мероприятие получит продолжение. Общественная палата и ОНФ будут до 7 июля собирать идеи, касающиеся совершенствования образования.

Back to top button