Июль 1915-го: «Потребление напитков, приготовленных из лака и политуры, принимает значительные размеры…»
О чем писали владимирские газеты 100 лет назад
В это воскресенье пришло время пролистать владимирские газеты 100-летней давности. Как и сегодня, на газетных страницах можно было встретить статьи, посвященные «мирно почившему Великому Князю всея Руси Владимиру». Автор текста, который мы публикуем, пытался разобраться — чем же привлекает русский народ образ Владимира Святославовича?
Также в нашем сегодняшнем обзоре архивной прессы — разъяснение вопроса об алиментах и информация о разработанных Министерством Внутренних Дел правилах, призванных помочь губернским властям в борьбе с потреблением суррогатов водочных изделий.
«Владимир — красное солнышко», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 10 июня 1915 года.
Девятьсот лет тому назад, 15 июля 1015 года мирно почил Великий Князь всея Руси Владимир, во святом крещении нареченный Василием и сопричисленный нашей Церковью к Лику Святых.
Может быть, никогда еще не билась так бессильно история, как при критическом анализе вопроса о том, что достоверно и что вымышлено в жизнеописании князя Владимира.
Кто только не ломал копий в полемике по этому вопросу: и Костомаров, и Соловьев, и Карамзин и академик Шахматов, и Митрополит Филарет, и Завитневич и еще многие, многие другие.
И теперь, когда девять столетий отделяют нас от момента кончины святого Владимира, кажется особенно тщетной, совсем ненужной работа почтенных историков.
Действительно, образ Владимира Святого выкристаллизовался в народном сознании и по своей духовной красоте едва ли нуждается в каких-либо новых чертах или черточках.
Вот и думается, – оставим ли мы светлый облик Владимира таким, каким он дошел до нас через горнило лет.
Что же привлекает русский народ во Владимире? За что он питает к нему такую признательность и столь свято хранит в своем сердце и в своих преданиях память о нем? Конечно же за великий его подвиг крещения Руси. Пусть не всегда и не везде подчеркивается это в произведениях русского народного творчества, но зато чувствуется это на каждом шагу. Великую отраду дал Владимир своей родине. Мужественными руками ковалось ее будущее счастье в христианской вере и в теплой молитве. Говорят, что Владимир был великим преобразователем. Его сравнивают не без основания с Петром I по многозначительности поднятого им государственного и религиозного подвига.
Отчасти это сравнение справедливо. И тому и другому пришлось вынести титаническую борьбу, прежде чем осуществлено было торжество их заветных идеалов. Но было и различие глубокое, непримиримое, лежавшее в коренной разности их натур, поскольку о них можно судить по данным истории и произведениям народного творчества.
В Петре Великом была стихийная напряженность воли, самоотверженная способность служить идее, рыцарское мужество.
У Владимира Святого чисто славянская душевная мягкость. Именно этим качеством был в изобилии наделен Владимир, кротость которого восторженно воспевается в сказаниях народных. Последние особенно любовно отмечают его «вежество» – приветливую и доброжелательную обходительность.
Вот, хотя бы летописец, который умиляется по поводу боязни Владимира наказывать преступников, казнить смертью татей и разбойников. Все это так глубоко по-славянски, по-русски, в русском духе. И, может быть, Владимир один из первых русских людей, воплотивших в себе истинную тревогу совести в напряженных исканиях той религиозной истины, которая дает душе успокоение. И по словам летописного предания, Владимир нашел этот покой. Он почувствовал, что жизнь его в лоне христианской церкви пронизана лучами, озарена сиянием души, нашедшей покой.
Праздник в память Святого Владимира должен был бы стать национальным нашим праздником — ибо его жизненный подвиг это истинное торжество русского духа над языческим материализмом.
И разве мы не выполняем святых заветов Владимира? Разве борьба с надвинувшейся опасностью германизма не есть настоящий самоотверженный поход против материальной культуры, поработившей дух телу, воздвигшей ей низменные идеалы?
Германия Маркса Штирнера и Фридриха Ницше, насквозь проникнутая эгоизмом, и Россия Владимира Святого, одухотворенная альтруистическими стремлениями — разве могут найти общий язык эти две столь различные между собою национальные стихии?
Пусть же будет в нашем стяге, с которым мы идем, без различия пола, возраста и состояния в бой с немецкой опасностью, самым бытием своим отрицающей христианскую духовность, – начертано великое и бессмертное имя Владимира Святого.
«Участие разведенных супругов в содержании их детей», заметка в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 17 июля 1915 года.
Министерством Юстиции преподано судебным местам к руководству последовавшее недавно разъяснение Сената по вопросу об участии разведенных супругов в содержании их детей. Сенат нашел, что виновная в расторжении брака жена вправе требовать от бывшего ее мужа, отца ее детей, выдачи необходимых средств на их содержание даже в том случае, если они живут у нее вопреки воле отца, в виду того, что оставление их на жительство у матери необходимо в интересах надлежащего их воспитания. Что касается вопроса о праве отца или матери на удержание у себя детей, то они, по мнению Сената, подлежат разрешению суда, причем это разрешение не может быть поставлено в зависимость от того лишь обстоятельства, кто из родителей виноват в расторжении брачного союза.
«Объединение мер борьбы с потреблением суррогатов водочных изделий», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 31 июля 1915 года.
Министерством Внутренних Дел выработан для руководства местных властей проект обязательного постановления о запретительных правилах: 1) по производству, распространению и потреблению суррогатов водочных изделий; 2) по внеаптечному и аптечному отпуску врачебных средств, могущих служить в качестве суррогатов, и 3) по проекту «правил о продаже из частных торговопромышленных заведений денатурированного спирта, лака, политуры и других изделий из спирта, употребляемых в заводской и ремесленной промышленности».
Из поступающих в Министерство от губернских властей сведений видно, что потребление напитков, приготовленных из денатурированного спирта, лака, политуры и других содержащих спирт веществ, принимает значительные размеры. Меры, принимаемые губернским начальством для борьбы с этим злом, сводятся, главным образом, к изданию обязательных постановлений, воспрещающих изготовление и продажу этих напитков, но так как эти обязательные постановления, издаваемые отдельно по каждой губернии, отличаются крайним разнообразием по существу и форме и не всегда согласованы как с требованиями закона, так и с теми целями, для которых они издаются, то Министерство признало необходимым издать проект обязательных постановлений, приняв при этом во внимание требования акцизных правил и распоряжений врачебного ведомства.