ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ЗАМОРОЖЕН

Культура

На спасение фресок Рублева в Успенском соборе выделят 28 миллионов

Обозначены перспективы восстановления уникальной живописи

Затянувшаяся на много лет реставрация фресок Андрея Рублева в Успенском соборе пока не дает качественного результата. Консервационно-реставрационные работы на живопись 1408 года, а также росписи XII и XIII веков должны быть закончены до 31 октября следующего года. Стоимость работ оценивается в 27 миллионов рублей.

Последняя масштабная реставрация рублевских фресок проводилась более 30 лет назад – с 1975 по 1982 годы. И сейчас, по оценкам владимирских специалистов, они находятся в плохом состоянии.

«В предыдущие годы на фрески выделялось 500 – 600 тысяч рублей, рассказывают ветераны владимирской реставрации. Лишь недавно, учитывая крайнюю необходимость выведения рублевских росписей из аварийного состояния, было получено 5 – 6 миллионов рублей. Но на этот раз государство готово платить за сохранение фресок 28 миллионов рублей», – сообщает Российская газета.

В неудовлетворительном состоянии фресок винят проводивших реставрационные работы подрядчиков, в первую очередь московскую фирму «Вифания», восстанавливавшую живопись в 2013 году. Так, вопреки правилам, их специалисты реставрировали фрески собора «снизу-вверх», из-за чего грязь и пыль оседалала на отреставрированных внизу фресках. Губернатор Светлана Орлова, посетившая кафедральный собор в том же году, и вовсе обозначила реставраторов как «узбеков».

В материале «Российской газеты отмечается, что существующая система конкурсов учитывает не потребности памятника, а возможности подрядной организации. Напомним, что согласно 94 ФЗ «О Госзакупках» приоритет отдается подрядчику, готовому выполнить контракт за наименьшую сумму. Когда речь идет о восстановлении объектов, имеющих уникальное для мировой культуры значение, подобным принципом руководствоваться неправильно.

Реставрация фресок ведется с 2008 года, однако за это время так и не были проведены физико-химические исследования фресок Рублева, так что реальный масштаб бедствия не известен. Не дает поводов к оптимизму и то, что нынешний проект не обсуждался с широким кругом специалистов.

Back to top button