Общество

Общественная палата хочет повысить «брачный» возраст

Дискуссия о том, с какого возраста человек может вступать в брак, продолжается уже долгие годы, причем не только в нашей области, но и по всей России. В разных субъектах федерации установлена разная планка: где-то ограничения вообще отсутствуют, где-то – как в Тверской, Мурманской, Челябинской областях – можно создавать семью с 15 лет. А в 33‑м регионе в 1996 году был принят закон, разрешающий регистрировать браки с 16 лет, а в исключительных случаях (беременности, рождения ребенка или угрозы жизни) – с 14-ти.

В 2011 году единороссы предложили отменить эту норму и привести владимирское законодательство в соответствие с российским, т.е. поднять минимальный возраст вступления в брак до 18 лет и 16 лет в исключительных случаях. Тогда общественность заколебалась, и принятие закона было отложено. Сейчас инициативу решили реанимировать. Вчера на базе Финанскового университета Молодежная дума и Общественная палата провели слушания по этой проблеме. В аудитории собрались члены палаты, депутаты ЗС, социальные работники, юристы, религиозные деятели – в общем, все те, кто в проблеме разбирается или думает, что разбирается.

Статистика такова: в 1997 году в брак вступили 672 несовершеннолетних жителя Владимирской области, в 2014‑м году – 122 человека, из них до 16 лет – всего 10. По Владимиру цифры и вовсе смешные: браков с участием «детей» (а именно так рассматривали несовершеннолетних участники слушаний) в прошлом году было зарегистрировано 15, из них 3 – до 16 лет. В общей массе созданных семей – это статистическая погрешность, которая касается только исключительных случаев, однако общественники раздули из этой мухи огромного слона.

Старт обсуждению дала председатель Общественной палаты 33-го региона Наталья Юдина. Она сама пыталась в 1990 году вступить в брак в 17 лет, но пришлось подождать до 18-ти. Ее жениху тогда было 20. Несмотря на столь юный возраст обоих супругов, семья у них сложилась крепкая. Тем не менее, Наталья Владимировна выступила за повышение «брачного» возраста, хотя и оговорилась, что «исключения обязательно должны быть» (собственно, нынешний закон как раз и касается «исключений»).

Представитель следственного комитета Ирина Минина высказалась гораздо жестче. По ее мнению, принятый в 1996 году закон позволил уйти от ответственности насильникам и педофилам. В доказательство она привела данные, по которым количество преступлений в отношении несовершеннолетних за последний год увеличилось. При этом ранние половые отношения приводят к беременности, абортам, венерическим заболеваниям, суицидам, уходам из дома, т.е. влияют на демографию. Как с этим бороться? Просто запретить ранние браки.

– Брак в таких случаях используется для освобождения от ответственности, а не для создания семьи, – уверена Ирина Минина. – Даже говорить о возможности вступления в брак с 14 лет, с нашей точки зрения, безнравственно. Назрела абсолютная пора, чтобы убрать возможность для насильников уходить от уголовной ответственности за преступление.

Согласился с этим и уполномоченный по правам ребенка Геннадий Прохорычев. Он также заметил, что со времен Петра Первого минимальный возраст для создания семьи был 16 – 18 лет, и только в 90‑е годы «либеральные законодатели протащили эту поправку». Чиновник пожаловался на неблагополучные семьи, причиной которых непременно стало раннее заключение брака, а также на количество маньяков-педофилов.

– Прописав эту норму в законодательстве, мы разрешили данное поведение. Если мы оставим эту норму, всю нашу работу можно перечеркивать, – заявил Прохорычев.

Кстати, и принимался этот закон, по мнению уполномоченного, под каким-то давлением (намек на «педофильское лобби» тогдашнего состава ЗС?).

В поддержку инициативы также выступили депутаты Заксобрания Юлия Жирякова и Ирина Кирюхина, «членопал» Татьяна Питиримова и даже представитель РПЦ Георгий Горбачук, который сравнил раннюю половую жизнь со «случайной вязкой» породистой собаки с непородистым кобелем, что портит весь генофонд. Последнее заявление напоминало известные теории о чистоте крови. Также духовник привел в пример римлян, которые не вступали в половые сношения с беременными и кормящими женами. То, что в это время они пользовались услугами гетер, Горбачук умолчал.

Единственный, кто выступил против повышения «брачного» возраста, был член Общественной палаты, имам Ринат Ибрагимов, который озаботился проблемой мигрантов и выходцев с Кавказа, где совершенно другие обычаи. Он лично неоднократно венчал молодых людей, которым только исполнилось 14 – 15 лет, и сегодня они живут в браке счастливо, так что никакой проблемы нет. Однако эту идиллическую картину испортила инициатор законопроекта, экс-депутат ЗС Юлия Арсенина.

– Я считаю, никаких размышлений по этому поводу не должно быть. Мы не должны вообще обсуждать эту тему, чтобы не закидывать ни малейшего зернышка в головы и сознание наших детей. Примем закон – тогда в головах наших детей будет полный порядок, – считает единоросска.

Создается впечатление, что некоторые депутаты принимают законы по принципу Арсениной – вообще не размышляя, оттого в обществе и возникают проблемы. То же самое касается и ранних браков. Вывод из общественных слушаний напрашивался один: плохо не то, что дети вступают в половые отношения уже в 12 лет, а то, что они хотят жениться. Социальные работники, депутаты и общественники недорабатывают и желают свою некачественную деятельность скрыть запретами, т.е. бороться не с причиной социальной болезни, а с ее симптомами.

На деле же эта инициатива может привести к обратным последствиям. Вместо возможности создания семьи (не все же вокруг насильники и педофилы!) один из влюбленных отправится в тюрьму и его жизнь будет искалечена, а другой либо убежит из дома, либо у него в душе останется тяжелейшая травма, от которой не оправиться. Кроме того, существует известная мудрость: «Запретный плод сладок». Скажите подростку, что что-то делать не надо, поскольку он еще не взрослый, и он обязательно сделает наоборот, дабы показать, что он вырос.

Простым запретом проблему не решить, но общественникам это, видимо, невдомек. У них на уме только благие намерения, которыми выложена дорога в одно известное место. А это значит, что история Ромео и Джульетты может повториться и на владимирской земле, причем неоднократно.

Back to top button