История

Август 1915-го: Нарочитый пост «в виду переживаемого Родиною тяжелого испытания…»

О чем писали владимирские газеты 100 лет назад

В это воскресенье мы предлагаем узнать, о чем писали владимирские газеты век назад. Напомним, что Первая мировая война была в разгаре, и в Россию прибывали беженцы из Прибалтики, Польши и Литвы. «Владимирские губернские ведомости» призывали своих читателей оказывать переселенцам всевозможную помощь.

Также читайте заметку о розыске родителей глухонемого мальчика и сообщение, в котором православную паству призывали присоединиться к нарочитому четырехдневному посту (распространенная практика в дореволюционной России — поститься в трудное для страны время).

«Помогайте беженцам», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 7 августа 1915 года.

Толпы беженцев запрудили не только юго-западный и северо-западный край, но и центральную Россию и Петроград. Как писал на днях в одной из московских газет член государственной Думы Н.Щепкин, они идут «целыми гминами, приходами, стараясь не расставаться ни с былыми соседями, ни со своим скарбом, ни с остатками хорошего крестьянского хозяйства». Двинулся на восток не только Прибалтийский край, двинулась на восток восточная часть Польши и часть Литвы.

Не надо забывать, что исход с запада на восток совершается не из одной боязни быть захваченным в германский плен и подвергнуться германскому насилию и ограблению, но еще и потому, что в наши планы входит уступить неприятелю совершенно безлюдную, голую, лишенную какой-либо живой силы местность. Необходимо, чтобы неприятель, занимая нашу территорию, не нашел в ней для себя никаких припасов и предметов продовольствия.

Покидая родные насиженные места, трудом целых поколений обработанные и напоенные потом нивы и поля, местное население, таким образом, приносит для России — на алтарь ее победы — великую жертву.

Жертва, во имя которой приносится и веками накопленное богатство, и родной кров, и благосостояние свое личное и своей семьи, должна быть оплачена. На русских гражданах лежит долг оплаты этой великой жертвы окраинного, покинувшего свои родные места населения, лежит долг помощи ему.

Государственная власть взяла уже на себя дело упорядочения положения беженцев, их размещения и облегчения их участи. На помощь беженцам пришел всероссийский земский союз, всероссийский союз городов и Татьянинский Комитет. Они могут сделать многое, и они — мы это знаем — сделают.

Но у правительства, и у земского и городского союзов, и у Татьянинского Комитета есть свои неотложные и серьезные задачи.

На долю беженцев ими может быть обращена лишь часть их внимания, лишь часть их забот, и чтобы потребность в помощи была удовлетворена в полной мере, беженцам должны помочь и мы все русские граждане без различия национальности, ранга или положения. Давайте им работу, дайте им приют, окружите их лаской, накормите их, приютите и обласкайте их, уделите, наконец, им на улучшение их положения, часть свои средств.

Вспомните первые месяцы войны, когда все мы так же горячо отзывались на каждый призыв прийти на помощь всем жертвам этой великой войны.

Чем больше длится война, понятно, тем больше притупляются нервы, тем менее чувствительным делается обывательское сердце. Но и среди всех ужасов войны бывают моменты и явления, на которые необходимо отзываться по-прежнему всем сердцем и всей душой.

Помогайте же беженцам!


«О розыске родителей или родственников глухонемого мальчика», заметка в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 28 августа 1915 года.

17 сего августа десятский дер.Архангелки, Слободской вол., Владимирского у. кр. той же дер. Василий Михайлов Стригин доставил во Владимирское уездное полицейское управление задержанного в селе Красном, Владимирского у., за безписьменность и праздношатательство неизвестного глухонемого мальчика на вид лет 12 – 13.

Мальчика этого в дер. Архангелку привел для доставления в полицейское управление десятский из села Красного, где мальчик ночевал на улице возле сараев. На расспросы в полицейском управлении мальчик объяснить что-либо о своей личности не мог. Приметы мальчика следующие: на вид 12 – 13 лет, небольшого роста, глаза карие, волосы на голове темно-русые, коротко остриженные, губы толстые, нос широковатый, лицо весноватое, одет в синюю старую своей ткани рубашку, старую же триковую черного цвета жилетку, темно-серого цвета штаны, старые кожаные сапоги, на голове серая кепка.

О сем объявляется во всеобщее сведение на предмет розыска родителей или родственников обозначенного мальчика.


«Совет Министров», заметка в разделе «Разные известия», опубликована в газете «Владимирские губернские ведомости» 28 августа 1915 года.

В происходившем 18-го августа заседании Совета Министров и.д. Обер-Прокурора Святейшего Синода было доложено определение Святейшего Синода от 12-го августа о призвании православной паствы, в виду переживаемого Родиною тяжелого испытания от неприятельского вторжения в пределы Русской Земли, к совершению в сем году нарочитого поста, начиная с 26-го числа и кончая 29‑м числом августа, с тем, чтобы в означенные дни повсеместно были совершаемы в храмах богослужения и желающие могли исповедаться и причаститься Св.Тайне.

При этом и.д. Обер-Прокурора было указано на желательность, с целью усиления молитвенного настроения в населении, воспрещения в эти дни устройства театральных, кинематографических и всякого рода иных общественных увеселений.

Совет Министров единогласно присоединился к настоящему мнению А.Д.Самарина.

Back to top button