Сергей Сазонов: «Когда Владимир станет городом для людей, мы переименуем проект»
Интервью с активистами сообщества «Владимир. Город для людей»
О развитии города можно судить по многим вещам. Эксперты обычно оценивают состояние экономики и инфраструктуры, политологи смотрят на выборы и межпартийную борьбу. Однако главным потенциалом любого поселения всегда были его жители. От того, насколько на определенной территории развито гражданское общество, зависит и уровень отношений между властью и населением, и оперативность решения местных проблем, и комфортность городской среды.
Во Владимире, к сожалению, гражданское общество ограничено узким кругом активистов, которые, независимо от возраста, взглядов и профессии, пытаются улучшить ситуацию в своем городе. Однако этой немногочисленной когорте пассионариев все же удается корректировать курс административной машины и исправлять то, что необходимо исправить. Одним из таких сообществ неравнодушных граждан является проект «Владимир. Город для людей». Мы решили побольше узнать о его активистах, а заодно выяснить, как, на их взгляд, можно решить накопившиеся городские проблемы.
На беседу с «ПроВладимиром» пришли инициаторы проекта Сергей Сазонов (С.С.) и Евгения Романова (Е.Р.). О них многие слышали, читали их блог, оценивали их акции и инициативы, но мало кто знает их в лицо. Поэтому первое, что нас интересовало, – кто же они такие, и как было создано их сообщество.
«Мы – один из драйверов развития гражданского общества»
- Сергей, Евгения, те, кто внимательно следят за вашим блогом, знают, что проект «Владимир. Город для людей» стартовал два года назад. Почему вы решили этим заняться?
Е.Р.: Свою деятельность мы начали в мае 2013 года. Вдохновились «Городскими проектами» Каца и Варламова и посчитали, что нечто подобное необходимо сделать и в нашем городе. Но у меня было очень много сомнений, а у Сережи их не было вообще, поэтому он первый взялся за дело.
С.С.: Началось, на самом деле, все с простого случая. В мае 2013 года мы с Наташей, моей женой, гуляли с коляской и увидели, что рядом с Политехом дорожки перевязаны цепочками. Раньше я на это не обращал внимания, но когда мне пришлось пять раз поднять коляску, чтобы ее перенести, я задался вопросом – а зачем эти цепочки тут висят. Ответ был на поверхности – чтобы машины студентов не парковались на территории университета. После этого случая я написал письмо на имя ректора, в котором предложил снять цепочки и поставить третий столбик, чтобы и машины не смогли парковаться, и людям было возможно проходить. Письмо шло по почте дней пять, а на шестой день цепочки сняли. Мы опубликовали это историю, и с этого, собственно, начался наш блог.
- За два года вашей работы что-то изменилось в сообществе, в ваших задачах?
С.С.: Прежде всего, усовершенствовались методы работы с властями. Мы поднаторели в написании запросов, стали начитаннее, изучили практику работы подобных сообществ в других городах.
Е.Р.: Однако суть не изменилась. Как и два года назад, «Владимир. Город для людей» – это волонтерский информационный проект по улучшению городской среды. Мы просто делимся способами, как можно влиять на то, чтобы городская среда становилась удобней для проживания и эстетичней.
- Что значит «волонтерский проект»? То есть любой человек может прийти к вам и присоединиться?
Е.Р.: Если он хочет рассказать о какой-то проблеме городского благоустройства и устранить ее – да. В этом суть блога – мы рассказываем о способах, как решить конкретную проблему городского пространства. Например, сейчас мы находимся на Театральной площади, и очевидно, что здесь нужно установить больше двух лавочек: людям сидеть негде. Мы можем придумать вместе, как правильно составить обращение по этому поводу, чем замотивировать соответствующие ведомства, чтобы лавочки здесь появились.
Для этого не требуется никакой регистрации в нашем проекте. «Владимир. Город для людей» – вообще не организация, это сообщество людей. У нас шесть постоянных участников – тех, кто пишет в блог, делает фото. Помимо нас, это Александр Кротов, Михаил Клюквин, Алексей Злывко, Лев Васильев. Однако при реализации каких-то инициатив к нам присоединяются другие люди. Когда мы считали пешеходов на Дуброве этой зимой, к нам, например, присоединялся Илья Косыгин. И если к нам обращаются по конкретным проблемам, мы всегда помогаем. В этом есть и образовательный смысл проекта.
С.С.: Однако если человек хочет решить какую-то локальную городскую проблему и обращается к нам, то в 90% случаев ему будет предложен способ ее решения – куда и кому писать, но он это должен сделать от своего имени. Важно, чтобы люди понимали, что надо действовать самим.
Е.Р.: Можно сказать, что наш проект – один из таких многочисленных драйверов, который способствует развитию гражданского общества во Владимире.
«Требуем, чтобы чиновники руководствовались законом и здравым смыслом»
- А вы можете назвать себя экспертами?
Е.Р.: Нет, мы просто общественники. И если бы в городской администрации появились подразделения, которые бы занимались теми же вопросами, что и мы, и эффективно с ними справлялись, мы бы уже занялись другой деятельность.
С.С.: И проекта бы не возникло.
Е.Р.: Однако проблем в благоустройстве городской среды по-прежнему много, и именно эта тема нам интересна.
С.С.: Мы всегда говорили, что по всем вопросам развития города надо привлекать экспертов. Пока с этим во Владимире плохо. И это одна из причин, почему возникают те или иные казусы в формировании городской среды.
Е.Р.: Взять ту же организацию велодорожек. Сейчас в парке 850-летия, как мы понимаем, прокладывают очередную чудо-дорожку – просто отрезали кусок газона, положили бордюр… А ведь можно было посмотреть, как это делается на Западе, или посоветоваться с теми, кто уже проектировал велодорожки в Москве, Питере, Нижнем Новгороде. За спрос денег не берут. Так что мы хотим, чтобы экспертное сообщество играло гораздо большую роль. При городской администрации, например, есть градостроительный совет, там много уважаемых специалистов, только мы не помним, когда он последний раз собирался, почему-то голоса наших экспертов не слышны. В таком городе, как Владимир, должен быть и художественный совет, но его у нас вообще нет…
- Когда вы что-то предлагаете властям, у вас не спрашивают про образование, квалификацию?
Е.Р.: Мы и не строим из себя экспертов. Большинство наших обращений к чиновникам сводится к требованию соблюдать законодательство, стандарты и руководствоваться здравым смыслом.
С.С.: А вообще наша профессиональная деятельность не связана с проектом. Я, к примеру, археолог, Женя – менеджер по продажам.
- Как же вам удается совмещать основную работу с общественной? Вы постоянно ведь выкладываете в соцсети какие-то фотографии, блоги. Создается впечатление, что вы вообще не работаете.
С.С.: Мы живем в 21‑м веке, и каждый может все, что он видит в городе, сфотографировать и выложить в интернет. Это вопрос наблюдательности. Все участники проекта перемещаются по Владимиру не только на транспорте, но и пешком, конечно, мы замечаем много интересного. Кроме того, значительную часть «уличного» контента присылают родственники, знакомые. Когда моя жена гуляет с коляской по городу, она быстро подмечает проблемы, связанные с доступностью среды. Какие-то факты мы просто выкладываем с оценками сложившейся ситуации, по результатам других наблюдений направляем обращения.
- Если вам так нравится общественная деятельность, может быть, стоит сделать ее профессиональной?
Е.Р.: Мне кажется, мы и так неплохо справляемся с нашими задачами. Хотя у нас нет системной работы, наши запросы часто носят ситуативный характер: видим вопиющий случай – пишем обращение, пост, привлекаем внимание к теме в сетях. В самом начале развития проекта мы вообще просто наблюдали.
Мы, конечно, немножко завидуем сообществам других городов, которые получили статус «Городских проектов». Но самое главное их преимущество – технологическое: у них есть счетчики, методики, аналитика. Мы работаем не хуже. Нам бы только людей активных в городе побольше, тогда многие проблемы можно было бы решить быстрее.
С.С.: Конечно, за брендом «Городских проектов» стоит работа многих людей. В этом плане есть, чему позавидовать, но вопрос в том, насколько мы готовы поменять профессию. Мы пока серьезно над этим не размышляли.
«Наш проект – как термометр: показывает, где и что можно сделать лучше»
- Перед интервью я посмотрел ваш блог и нашел там много негатива. В нашем городе вы подмечаете недостатки, а в других, наоборот, видите достоинства. Это такой подход к работе?
С.С.: Ты невнимательно читал наш блог. У нас есть несколько постов о достижениях в работе городских властей. Скажем, создание Левитановского сквера – хороший пример организации интерактивного социального пространства, причем в спальном районе. Однако обычно мы пытаемся выявлять проблемы и решать их.
Е.Р.: Да, за критику мы оправдываться не будем. Есть такой медицинский инструмент – градусник. Если он вам показывает высокую температуру, это не значит, что у вас почки отвалились, это значит, что у вас начался воспалительный процесс. Мы не эксперты, не профессиональный инструмент, мы что-то вроде термометра: мы вовремя показываем, где и что можно сделать лучше, даже если в городе, на первый взгляд, все хорошо.
- А вообще, на ваш взгляд, Владимир – город для людей?
Е.Р.: Наша цель – способствовать тому, чтобы он таким был. Конечно, с первого взгляда наш город не кажется проблемным, он достаточно комфортный для обитания. Пробок нет, есть небольшие заторы на отдельных участках дорог. Проблема с парковками существует, но до мордобития, как в московских дворах, не доходит. Все вроде бы ничего, но есть, над чем работать.
С.С.: Я думаю, когда Владимир станет полноценным городом для людей, мы торжественно объявим о переименовании проекта и заменим точку в названии на тире. Пока же проблем для людей много, и по ряду вопросов город движется не туда. Например, пешеходная инфраструктура не улучшается, а наоборот – деградирует, и если так будет продолжаться и дальше, Владимир просто перестанет быть приспособлен к пешеходному движению.
Е.Р.: Мы имеем в виду, прежде всего, спальные районы, присоединенные территории, Пекинку, где новые жилые микрорайоны в принципе отрезаны от нормальных пешеходных путей.
- Какие еще первоочередные проблемы есть во Владимире?
С.С.: Конечно же, это развитие системы городского транспорта и дорожной инфраструктуры. Создается впечатление, что городские власти не понимают, что делать. Системной работы нет. Чиновники либо не хотят, либо не могут, либо не знают, как действовать. В 80% случаев улучшение ситуации в одном месте ведет к ухудшению в трех других. Пример – заторы на дороге в Загородный парк. Каждый год проводится одно мероприятие за другим: ввели реверсивное движение, перенесли остановку и сделали карман для общественного транспорта, но пробки не пропали. Они двигаются с места на место. Очевидно, что надо серьезно заниматься развитием общественного транспорта и дорожным строительством.
Е.Р.: Да, и нужно не просто строить новые дороги. Следует развивать сеть малых улиц, чтобы разгрузить основные транспортные артерии. Должна быть, простите за тавтологию, дорожная карта по развитию дорожной сети города.
Вы сказали, что мы много критикуем власть. Чтобы соблюсти баланс, сейчас будет минутка позитива. Не можем не отметить, что, по сравнению с периодом администрации Александра Рыбакова, сегодня власти уделяют больше внимания социальным пространствам. Тот же сквер у Спасского храма, Молодежный, Левитановский скверы – это примеры того, как элементарные меры по благоустройству способствуют развитию городского пространства. Значительно улучшился визуальный облик центра Владимира. Но если выходим за пределы центра – там не все так хорошо. То есть стремления определенные есть. И глава города, и глава администрации стараются двигаться в правильном направлении. Но в то же время, если говорить, скажем, о парках – что хорошего за последнее время там было сделано? Ничего вспомнить не могу. «Дружба», «Добросельский», «Загородный» деградируют. Центральный городской парк окончательно убит. А ведь для жилых районов, вроде Доброго, парк – главное социальное пространство.
- И что нужно сделать, чтобы решить городские проблемы?
С.С.: Перед тем, как что-то делать, нужно составлять план, концепцию. Необходим системообразующий документ. Мы еще два года назад писали о необходимости создания концепции развития парков. В этом году предложили разработать и концепцию создания и развития пешеходных зон во Владимире.
- Администрация города прислушивается к вашим предложениям?
С.С.: К каким-то да, к каким-то нет.
Е.Р.: Очень многое зависит от конкретных персоналий. Мы очень много обращались в управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов, обратная связь была всегда слабая. Но поменялся глава управления, и в июле впервые за все время нам не просто ответили, а поблагодарили за наши предложения по пешеходной зоне. А вот управления транспорта, ЖКХ и ГИБДД – очень инертные, по одним и тем же вопросам приходится обращаться к ним повторно. Мы еще не нашли путь к их сердцам и умам.
«Если власть заимствует у вас что-то, гордитесь этим»
- Этот год – пора выборов и смены руководства города. Вы бы сами не хотели пойти во власть, в депутаты?
С.С.: Думаю, если бы мы хотели пойти в депутаты, мы бы, наверно, пошли. У нас был шанс.
Е.Р.: Да, мы потеряли свой шанс (смеется). А если серьезно, то опять же это смена профессии, и вряд ли мы сможем совмещать депутатскую работу с нашей текущей. И давайте будем честными: свободных выборов у нас нет.
- Ну а если бы к вам обратился Шохин и предложил возглавить любое управление на ваш выбор?
С.С.: Вот если бы в мэрии было управление интересных идей, мы бы еще подумали. Однако это вопрос формирования команды. Если в администрации сидит толпа людей, которые не понимают, о чем ты хочешь сказать, то нет смысла с ними работать, мы будем говорить на разных языках.
Е.Р.: Дело в том, что в нормальных городах и странах, если вдруг появляются какие-то умники, представляющие хотя бы часть городского сообщества, и говорят что-то дельное, то власть начинает взаимодействовать с ними. Прежде чем стать частью команды, они уже работают с муниципалитетом на другом, низовом, уровне, заодно получают необходимую квалификацию. У нас не так. Поэтому такого предложения не будет и смысла его обсуждать нет. Хотя я верю, что когда-нибудь в России, и во Владимире тоже, к власти придут общественники вроде нас.
- И все же ваши труды уже приносят результат. Скажем, «Единая Россия» на этих выборах заимствовала ваш лозунг – «Город, в котором хочется жить и работать».
Е.Р.: Кажется, наши коллеги из «Иваново для людей» как-то сказали, что если власть заимствует у вас что-то, гордитесь этим – значит, вы делаете что-то хорошее. Хотя хотелось бы, чтобы не только заимствовали лозунг, но суть воплощали, а этого не происходит.
- Что бы вы посоветовали новому составу горсовета и новому сити-менеджеру?
Е.Р.: Прежде всего, прозрачности в работе. Хочется, чтобы система принятия решений и информационного обеспечения, например, градостроительной деятельности была такой, чтобы было видно, каким образом утверждаются решения и для кого работает власть. Пока что многие из них принимаются кулуарно и на потребу дня – скажем, установка второго памятника князю Владимиру. Стратегию развития города, приоритеты должны выбирать люди, которые непосредственно связаны с городом.
- В заключение нашего общения скажите, каким вы видите идеальный Владимир. Каким он должен быть?
С.С.: На мой взгляд, это должен быть город, удобный для жизни, чтобы люди в нем хотели жить, не уезжали из него. Это ненормальная ситуация, когда идея фикс активной молодежи – выучиться и уехать.
Е.Р.: Я бы добавила, что Владимир должен стать комфортным местом для развития и деятельности городских сообществ. Тогда люди не будут уезжать. В одном из недавних интервью в агитационной газетке ЕР Елена Аксенова с гордостью заявила, что более 80% наших выпускников остаются работать на Владимирской земле. На самом деле, это позорная цифра: это значит, что около 20% самых лучших выпускников уезжают и никогда не вернутся. Для города это означает недополучение в будущем доходов в бюджет, ведь большая его часть – это налог на доходы физлиц. А эти лучшие выпускники могли бы здесь делать свой бизнес, реализовывать свои проекты. Но это возможно, только если людям с активной жизненной позицией есть с кем реализовывать эти проекты.
Очень важно перестроить сознание горожан. Большинство людей не понимают, что можно жить лучше. В одном из интервью Максим Кац приводил такой пример. Если человек все время видит машину на тротуаре у себя во дворе, то он привыкает ее обходить. Но если ему показать, что можно эту машину убрать, и тем самым восстановить нормальное пешеходное пространство, он поймет, что ситуация, когда на тротуаре все время стоит машина, – отнюдь не норма. Поэтому потребность в улучшении городской среды у горожан, безусловно, есть, просто нужно, чтобы каждый владимирец ее осознал – и понял, как эту потребность удовлетворить. Тогда Владимир точно станет лучшим местом на земле.
С.С.: Да, мы, правда, так считаем.