Как во Владимире умирала демократия
Трагифарс в двух действиях с печальным финалом
Как умирает демократия? В одном из эпизодов «Звездных войн» был дан ответ – «под звон аплодисментов», когда граждане, в чьих руках находится власть, добровольно отказываются от своих прав и свобод. Во Владимире при этом действе не было даже аплодисментов. На вчерашних публичных слушаниях в горсовете обсуждались изменения в Устав города, которые существенно ограничивают полномочия местного парламента. Мероприятие напоминало какой-то фарс, во время которого хотелось одновременно и смеяться, и плакать.
Публичные слушания по столь важному вопросу, как внесение изменений в Устав Владимира, касаются каждого горожанина, и по идее они должны проходить максимально открыто, с привлечением широкого круга общественности, экспертов, политиков и всех заинтересованных лиц. Однако власти это не нужно: не дай бог найдутся вольнодумцы, которые предложат вернуть прямые выборы мэра, а все, что предлагают сверху, назовут ахинеей. Именно поэтому вчерашние слушания проходили не на открытой площадке, а в кулуарах мэрии. Простых горожан там не было. Зал заполнили работники районных администраций и КТОСов, что в принципе одно и то же. Зрелище уморительное: подчиненные обсуждают постановления своего начальства и делают вид, что принимают решение, которое на самом деле уже приняли за них.
На собрании председательствовала замглавы города Елена Овчинникова. Мэр Сергей Сахаров не явился – видимо, посчитал мероприятие незначительным, а возможно, не хотел смущать «переодевшихся в гражданское» чиновников. Депутатов горсовета тоже было всего два и оба от КПРФ – Людмила Бундина и Валерий Кирьянов. Об изменениях в Устав докладывала единоросска Лариса Пышонина. Внесение поправок она назвала делом техники, поскольку городской закон всего лишь приводится в соответствие с федеральным. А именно:
1) Предлагается исключить норму Устава, которая обязывает главу города работать на постоянной основе. Платить мэру или нет, будет решать следующий состав горсовета. Это изменение Пышонина оправдала «сложившейся практикой»;
2) Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должность сити-менеджера формируется в соотношении 50 на 50: половину назначает горсовет, половину – губернатор. Раньше местные депутаты заполняли две трети комиссии. Кстати, несмотря на то, что это изменение в Устав Владимира еще не внесли, комитет по «выборам Шохина» уже сформирован по новой схеме – по 131-му федеральному закону, вопреки Уставу;
3) Самый важный для горожан пункт, который в пылу политических дискуссий отошел на второй план: полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных бюджетных и казенных учреждений передаются от горсовета администрации города. В свое время на этом вопросе было сломано немало копий. Когда мэрия решила слить в одно учреждение три дома культуры – в Энергетике, Юрьевце и Спасском, работники юрьевецкого ДК взбунтовались. Горсовет же не смог принять это решение с первого раза. После же внесения изменений в Устав сити-менеджер – наемный работник, не отвечающий перед избирателями – сможет единолично решать судьбу всех бюджетных учреждений города.
Все эти предложения обсуждались на горсовете 22 июля, но несмотря на протест депутатов от оппозиции они были приняты послушным единороссовским большинством. С горожанами и общественниками опять же никто не советовался, однако у них как раз – иное мнение. На слушаниях выступили несколько активных граждан, которые прямо заявили, что вносимые в Устав изменения «противоречат Конституции РФ». Прежде всего, это касается вопроса оплаты труда главы города.
– По Конституции, любой труд, который осуществляет гражданин, должен оплачиваться, – разъяснял собравшимся депутат Валерий Кирьянов. – Глава областного города не может осуществлять свою власть на общественных началах. Иначе мы возвращаемся к системе кормления, которая была еще на Руси. В нашей стране – проблема с коррупцией. Где гарантия, что человек на общественных началах не будет работать на кого угодно – на олигарха или откроет счет в швейцарском банке?
Коммунист также выступил против урезания полномочий горсовета. Его поддержали представитель партии «РОТ-Фронт» Геннадий Тестоедов, афганец Митрофан Аносов и гендиректор «Томикса» Сергей Казаков. Последний посетовал, что слушания проводятся в спешке и «для галочки». Он предложил их перенести, организовать новые слушания и всенародно объявить, что «главу города хотят низвести до уровня общественника».
– Надо сопротивляться – сколько можно? Действующий глава города пропал. А когда сделаем его на общественных началах, его вообще никто знать не будет, – уверен Казаков. – Я всегда был за прямые выборы мэра. Почему сегодня муромляне и ковровчане – лучше владимирцев, т.к. выбирают главу города, а наш областной центр понизили до статуса сельского поселения?
Казаков также предложил создать городскую счетную палату, поскольку «какой бы хороший человек ни был, когда у тебя в руках 5,5 млрд бюджетных рублей – соблазн присутствует». На это работники КТОСов заявили, что гендиректор «Томикса», видимо, судит по себе. Очевидно, что ситуация, когда исполнительная власть будет фактически бесконтрольной, работников администрации устраивает.
Единственным из общественников, кто поддержал поправки в Устав, был провластный завсегдатай Иван Алтухов. Он в отмене зарплаты мэру видит «хорошую тенденцию».
– Наконец во власть пошли люди не за деньгами, а для того, чтобы принести пользу стране и жителям города, и для самореализации. Люди, состоявшиеся в жизни, которым довольствие не нужно. Это только радует, ведь экономятся бюджетные средства. Да и ответственная работа депутатов не зависит от того, получают они зарплату или нет, а зависит от личной совести людей, – внушал Алтухов.
Он также не усмотрел ничего удивительного, что в зале собрались работники КТОСов, – они, по его мнению, «выражают интересы коллективов». Правда, народные трибуны отчего-то молчали. Лишь под конец одна из них, возражая Казакову, высказала крамольную для мэрии мысль: «А может, работники КТОСов в народ сходят, спросят, какой глава города нужен, нужна ли счетная палата?». Это предложение так и повисло в воздухе.
Обсуждение завершилось минут за 40. Вторым этапом слушаний было принятие резолюции, и тут организаторы подготовились. Несмотря на то, что большинство выступавших не согласились с поправками, в резолюции было сказано – одобрить изменения. При этом даже не предлагалось проголосовать за документ. Депутат от «Единой России» Ирина Машковцева так и заявила:
– На общественных слушаниях никакого голосования не проводится. Мы сегодня собрались для того, чтобы в соответствии с законом принять предложения, подготовленные и принятые горсоветом.
Народному избраннику невдомек, что общественность на слушаниях может принять совершенно иное решение, нежели депутаты. Вероятно, для Машковцевой система «одобрямс» – единственно верная, и никаких возражений тут быть не может. Тем не менее, общественники настояли на голосовании. Когда Елена Овчинникова спросила, кто за предлагаемые изменения в Устав, кто-то из работников администрации громко сказал коллегам:
– Пора. Поднимайте руки выше.
Стало понятно: для того их и собрали – чтобы единодушно, в одном порыве, совершенно не раздумывая. исполнить волю начальства, не заботясь о судьбе города и горожан. Конечно, чиновников в зале было большинство. Выступили против и воздержались всего 9 человек. «Демократично?» – в завершении слушаний спросила Елена Овчинникова. На этот вопрос единоросске никто не ответил. Демократия здание мэрии уже давно покинула. Ни чиновники, ни большинство депутатов не желают вспоминать, что в городе, помимо них, живут еще 300 000 избирателей, которые хотят сами решать свою судьбу, но каждый раз перед ними разыгрывают трагикомедию с одними и теми же актерами и с заранее определенным концом.