БлогВластьОбщество

Виноградов и политика: туда и обратно?

С наступлением 2015 года Владимирская область всё чаще попадает в федеральный объектив. Поводы находятся разные – то диссертация Русанова, то «дело Филиппова», то «КоммерсантЪ» вдруг решил сделать обзорный материал, как Светлана Орлова перестроила политическую систему региона. Последняя статья подтверждает версию о том, что в области затевается «движуха», которая сулит очередные повороты сюжета. Ведь железобетонных оснований для публикации как бы нет: до второй годовщины врио (плюс губернаторства) Орловой остаётся больше месяца.

В канву всплеска интереса к Владимирщине вписываются сообщения с регионального коммунистического фронта. Имеется в виду заявление первого секретаря обкома Анатолия Боброва, что Виктор Паутов больше не пойдёт в Госдуму (выборы намечены на декабрь 2016 года). Вторая новость – не исключено, что бывший хозяин Белого дома попытает счастья на парламентских выборах.

Такого рода известия требуют разбора, чтобы отсеять явную дезинформацию и вычленить то, что соответствует реалиям.

Скромненький такой парламентарий
Начнём с Паутова, как с более простого случая. Его отказ назрел, даже перезрел, причём уже лет 6 – 7 назад. Он заседает в Думе с 2000 года. Ничем особым не отметился, хотя при Виноградове любили говорить, что он чего-то там делает полезное.

КПД депутатской работы в стенах нижней палаты российского парламента, мягко говоря, сомнителен. Дело не только в небольшом количестве внесённых законопроектов – 43 инициативы за 14 лет. Скорее, неудовлетворителен уровень медийность, узнаваемости. Коммунисты частенько жалуются, что им не дают эфира. Виктор Николаевич – образчик того, что ему в плане доступа к СМИ преград не создают, но он при этом визуализируется крайне редко.

Весть о том, что его думская карьера закончится четвёртым подряд сроком пребывания на Охотном ряду, не сенсационна. В кулуарах замену ему на следующих парламентских выборах подыскивали в прошлом году.

Федеральное руководство Компартии региональная парторганизация не может не разочаровывать. В сентябре 2013 года список коммунистов на выборах в Заксобрание собрал всего-навсего 13,54% голосов. Кандидат в губернаторы Бобров набрал и того меньше – куцые 10,64%.

При всей уверенности, что первые лица партии в Москве и нужные люди всё равно попадут в следующий созыв Госдумы, положение на местах начинает вызывать озабоченность. Самые оптимистично настроенные аппаратчики отдают себе отчёт в том, что Виктору Паутову светит фиаско по мажоритарной системе (в 1999 и 2003 годах он избирался в Ковровском одномандатном округе). Что до партсписка, как последнего шанса, то стало бы очень нелогичным водружение Паутова на проходное место, учитывая проявляемую им публичную пассивность.

Свёртывание депутатских амбиций Виктора Николаевича – плохой знак для обкома. Он там занимался вопросами материально-технического и финансового обеспечения. Покинув Госдуму, сильного стимула продолжать искать средства для выживания партийной организации у него уже не будет. Только если немного и по старой дружбе.

История или не история
Хоть Николай Виноградов очень не похож на Михаила Прохорова, но имеется черта, роднящая их. Михаил Дмитриевич то возникает на политической арене, то пропадает, то возглавляет партию, то уступает место сестре – уходам и возвращениям нет конца.

Не так масштабно, но, по сути, схожий случай Николая Владимировича. Сначала спокойно покидает пост губернатора, затем через несколько месяцев возглавляет КПРФ на выборах в ЗС, но ведёт себя тихо и аккуратно. Далее о нём почти не слышно. Вдруг он возникает с идеей приведения в порядок дворянских усадеб. Потом восседает на презентации книги про себя. Раз присутствует на коммунистических митингах, а раз – нет.

В общем, никак не определится – то ли он часть истории (как глава области с 1996 по 2013 год), отставник и пенсионер по всем статьям, то ли он участвует в актуальной политической жизни.

Сдерживающие факторы
«КоммерсантЪ» ссылается на мнение, что Виноградов может пойти на выборы в Госдуму в 2016 году. Давайте посмотрим, есть ли в этом смысл и каковы сдерживающие факторы.

Во-первых, следует отметить, что по своей формации Николай Виноградов ни разу не бунтарь и не оппозиционер. По части харизматичности он заметно проигрывает Светлане Орловой.

Если сравнивать его с основной массой весьма блёклых выдвиженцев от «Единой России», то он на их фоне сейчас уже ничем не выделяется. Раньше его олимпийское спокойствие подкреплялось губернаторским постом и, так сказать, успехом: сколько ни говорили, что его со дня на день «уйдут», но он продолжительное время держался на плаву. Теперь такая белодомовская «магия» работать не будет. Возраст и положение «бывшего» – это также сыграет против него в борьбе за голоса.

Во-вторых, нельзя забывать, что он будет связан по рукам и ногам. Младший зять работает непосредственно в администрации Орловой на должности председателя комитета по вопросам государственного управления. Старшая дочь – судья Первого арбитражного апелляционного суда. Старший зять трудоустроен в Росреестре. Брат зятя был передвинут с поста директора филиала РАНХиГС, но всё равно остался работать там.

В‑третьих, обратим внимание на то, что участие Виноградова в предвыборной кампании неоднозначно скажется на позициях Компартии.

Николай Владимирович обладает единичным опытом лидерства в партсписке. Результат был в сентябре 2013 года провальным, как уже писалось выше. В то же время было бы ещё хуже без него. Небольшой сегмент избирателей отдал голоса за КПРФ чисто из уважения к личности бывшего руководителя области, хотя прохладно относился к Синягину и Боброву.

При любом раскладе включение Виноградова в сражение за мандат неизбежно воскресит диспут об итогах развития региона в период его правления. Он неминуемо попадёт под пиаровский артобстрел, причём сразу с нескольких сторон, а не так, что с ним будут бороться исключительно «единороссы». Единственная надежда для него – скепсис по поводу достижений Орловой, порождённый её новыми «отжигами».

Список или округ?
Не праздный вопрос: Николай Владимирович будет делать ставку на избрание в одномандатном округе или по партийному списку?

В этой связи необходимо подчеркнуть специфику предстоящих выборов. Если в 2007 и 2011 годах все 450 депутатов Госдумы избирались по пропорциональной системе, то теперь списочных мест будет 225, как в 1993 – 2003 гг. Данное обстоятельство затрудняет положение оппозиционных партий. Их представительство схлопнется, потому что крепких кандидатов для победы в округах у них маловато.

Виноградов, конечно, может пойти по стопам своего предшественника Юрия Власова. Тот в 1999 году выдвигался в Думу по Ковровскому округу, но проиграл Паутову с разницей в 12733 голоса. Вероятность успешного выступления, на мой взгляд, невелика. К тому же будет на полную катушку включён административный и информационный ресурсы, дабы не допустить выигрыша. Результат получше Николаю Владимировичу обеспечен во Владимирском одномандатном округе, в который будет включена столица области.

Если рассматривать возможности партсписка, то здесь потребуется поддержка Зюганова. Чтобы Виноградов не смущал Орлову, не сходился с ней и её подручными в политической схватке, его можно включить в общефедеральную часть (до 10 человек) списка Компартии. В качестве заслуженного лица, бывшего губернатора. Тогда у него не будет нужды вести активную агитацию на территории области.

Когда вся нижняя палата избиралась по «пропорционалке», то коммунистам хватало голосов, полученных в регионе, чтобы провести своего депутата. Теперь число вакансий сократится в два раза.

Выход будут искать следующим образом. Группа кандидатов в списке будет соответствовать не одному региону, а нескольким сопредельным. В копилку будет собрано большее количество голосов сразу с нескольких субъектов Федерации, что обеспечит представительство.

Если говорить о КПРФ, то в 2003 году (и ранее) образовывалась Старорусская региональная группа (Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Рязанская, Ярославская области). В 1999 году от неё прошло 3 депутата, в т.ч. ныне покойный Владимир Калягин, тогда возглавлявший обком. В 2003 году от этой группы кандидатов в Думу прорвался лишь один – нижегородец Николай Бенедиктов.

Чтобы Виноградов точно стал парламентарием, придётся ограничить аппетиты однопартийцев из близлежащих областей.

Цифры для понимания
Давайте возьмём итоги думских выборов 2011 года и пересчитаем на ситуацию, когда по пропорциональной схеме распределяется не 450, а 225 мандатов.

Делим число голосов, отданных за все партии, преодолевшие семипроцентный заградительный барьер, на 225. Получаем примерно 272617.

Из результата КПРФ (12599420) вычитаем голоса, приходящиеся на 10 мандатов общефедеральной части (2726170).

Выходит, что для прохождения от региона представителю партии надо будет набрать в нём 274256 голосов – цена мандата.

Напомню, что КПРФ во Владимирской области в 2011 году заручилась поддержкой 127283 избирателей.

Если суммировать голоса по регионам, которые до этого относились к Старорусской группе, то имеем 923995. Причём из этих голосов 460595 приходится на одну Нижегородскую область. Делим 923995 на 274256 (цена одного мандата). Целая часть после деления равна 3.

Что мы видим? Даже в условиях укрепления позиций партии на тех выборах на 5 регионов пришлось всего-то 3 мандата.

В настоящее время вес КПРФ идёт по нисходящей линии. При таком раскладе устройство Виноградова в Госдуму – это задача, которая не может быть решена за счёт Владимирской области. Придётся привлекать ресурсы коммунистов из соседних регионов. Получится несправедливость. Львиную долю голосов и в 2016 году соберут нижегородцы, а этим воспользуется владимирец.

***

Вхождение Николая Виноградова в Государственную Думу не является чем-то из разряда фантастики. Это сделать можно, если будет желание у Геннадия Зюганова и его сподвижников. Разрушат такие построение лишь традиционные поддавки. Думается, что 2016 год не станет исключением из правила, а КПРФ вновь будет решать задачу, как бы умудриться проиграть в целом, но удовлетворить амбиции в частном.

Back to top button