Тату-мастер Антон Автономов: «Клиент всегда неправ»
ПроВладимир выяснил, какой должна быть татуировка, чтобы владельцу не захотелось ее переделать
На этой неделе в поисках интересных героев для интервью сотрудники ПроВладимира забрели в тату-салон. Вышли, впрочем, без новых рисунков на коже, но зато с понимаем — как выбирать мастера, из чего складываются цены и какой должна быть татуировка, чтобы спустя годы ее не захотелось переделать. На наши вопросы ответил тату-мастер Антон Автономов.
- Вы согласны с тем, что ваш салон на сегодняшний день является если не самым популярным во Владимире, то уж точно одним из самых раскрученных?
- Это не нам судить. Да, клиенты у нас есть, может, это и является показателям раскрученности или популярности. Мы с Мариной (супруга Антона Автономова, – прим.автора) не нуждаемся в каких-то акциях и скидках, чтобы привлечь внимание. Хотя у нас в салоне работают и другие мастера, и акции бывают.
- Что есть у вас, чего нет в других тату-салонах?
- Ну смотрите, тату-салоны можно поделить на два вида — в одних мастера работают «поточно», а в других делают художественные татуировки. Сравним с деятельностью парикмахеров. Можно постричься где угодно. Отсидели очередь, вас быстренько постригли, вы оставили немножко денег и ушли. А можно прийти к стилисту, который подберет вам образ, стиль, сделает вам индивидуальную стрижку и вы уйдете довольным. Естественно, это будет стоить дороже. Мы стараемся работать именно так. Конечно, новички у нас работают и по первому принципу, у нас разные мастера, на любой цвет, вкус и кошелек. Но основной двигательный локомотив нашего салона, это три мастера, которые подбирают татуировки под человека, индивидуально, с учетом наших вкусов и наших умений.
- Как давно вы начали заниматься татуировками?
- Давно, просто очень долго топтался на месте. Честно говоря, даже стыдно говорить, с пятнадцати лет я просто ковырялся, портил людей. Но тогда вообще неоткуда было получить информацию. Мне просто понравились татуировки у соседа, который вернулся из армии. Татуировки, конечно, были убогие, и я сейчас это понимаю. А тогда мне казалось, что они просто идеальные. Он мне какую-то закорючку сделал на ноге и пошло-поехало.
- У вас есть художественное образование?
- Я недоделанный учитель ИЗО и черчения.
- То есть, основы все-таки есть. А у Марины?
- А Марина программист. У нее не образование, у нее талант.
- Вот вы говорите, вам какую-то закорючку сделали. Это что была за татуировка? Она осталась у вас?
- Нет, я все перекрыл. Делали черным цветом, а каким стало, это уже другой вопрос. Это татуировка, какие вообще нельзя делать, это было членовредительство.
- Марине вы первую татуировку сделали?
- Да, она начала свой «творческий путь» после моего вмешательства. Сначала я ей сделал татуировку, потом она работала администратором здесь же, в салоне, потом взяла в руки машинку.
- У вас много тату?
- Я их не считаю. Как можно сказать, много или не много? Я их делаю и делаю. У меня уже «культурные слои» нарастают. Я давно этим занимаюсь, у меня и «портаков» (некачественных татуировок – прим.автора) много было, потом они перекрывались, потом дорабатывались… Счет потерял. Поеду куда-нибудь в гости — сделаю себе на память маленький «магнитик-сувенир». Поеду к именитому мастеру, и чтобы не платить за мастер-класс сделаю татуировку и получу опыт (смеется).
- Как думаете, когда-нибудь наступит понимание — все, хватит, я уже достаточно украшен…
- Я уже не украшаю, это совсем другое. Это «зарубки», это такая культура. Выношу на кожу частичку своего внутреннего мира, не ради кого-то, ради себя. Не хочется кого-то этим удивлять или поражать, выпендриваться. Просто делаю это — и все.
- А свою первую тату-работу помните?
- На запястье сделал закорючку своему товарищу из параллельного класса. Встречаю его иногда. Он ее не перекрыл, так и живет.
- Знаете, что раздражает? Приходишь к мастеру, он смотрит на твою татуху и начинается: «Ой, фу, какой ужас, кто это тебе так плохо сделал…» Вот это отношение татуировщиков к чужим работам — почему?
- Ну, приходите в автосервис делать автомобиль, ставите его на подъемник, и начинается: «Ой, а кто это тут у тебя лазил?» Это вопрос личных качеств мастера. Бывают такие, которые сразу начинают всех опускать, «я один Д’Артаньян, а все вокруг…» Бывает, что человек относится к этому философски — «да, есть такое, но это не мое, я эти заниматься не буду»…
У меня обычно возникают подобные диалоги, когда человек сам напрашивается: «Вот, есть татуировка, я хочу доделать». Сразу вопрос: «А почему вы не доделали ее у того, кто начинал?» С разными работами приходят, с качественными, с некачественными… Но я‑то вижу все по-своему. И я не хочу кого-то грязью облить, но у меня возникает вопрос — почему композиция не такая, почему такую маленькую сделали? Это можно воспринять, что я кого-то там принижаю, а можно — что я так высказываю свое мнение относительно работы и объясняю, почему я не могу этой татуировкой дальше заниматься.
- Вы часто отказываетесь доделывать чужие татуировки?
- У нас большая часть клиентов с татуировками на доделку и переделку уходят куда-то дальше их доделывать. Объясню, почему. Татуировка – это билет в один конец. Если у вас что-то на теле уже есть, то доделать это, подделать, как у нас обычно люди хотят — нереально. Почему люди зачастую отказываются от своих татуировок? Причина номер один — композиция. Не совпадает работа с местом нанесения. Например, пришел человек в тату-салон и настаивает на своем: «Хочу на огромной мужской руке вот такую фитюльку сделать». Опытный мастер скажет – нет, рука большая, фитюлька потеряется, вы в итоге захотите это доделать, а я уже ничего не смогу исправить. Неопытный мастер, допустим, согласится с клиентом. Спустя какое-то время человек поймет, что тату ему не нравится, он захочет к ней что-то прибавить, чтобы закрыть оставшееся пространство, но…
- А разве нельзя как-то обыграть оставшееся пространство с учетом уже существующей татуировки?
- А как обыграть, кашу сделать вокруг? Все же должно смотреться, всему свое место. Вот волка Марина сейчас делает. Если она его сделает маленького размера, увеличить уже нельзя будет. Если что-то сделано, то все, никуда не деться. Вывести, высветлить, перекрыть другими цветами — это мифы, это все нереально. Приходят опять же в тату-салон к неопытному мастеру, говорят: «Закройте беленьким». Он начинает закрывать беленьким. Не получилось — ой, черт. Только испортили то, что было.
- Мда…
- У нас, в нашей среде, клиент всегда неправ, к сожалению. И кто так не считает из клиентов, тот попадает потом на дополнительные расходы. И очень часто остается работой мастера неудовлетворен.
- По поводу неудовлетворенности работой мастера, еще история. Допустим, сделали человеку татуировку, и через некоторое время ему кажется, что где-то немного расплылось, что-то не закончено… А мастер считает, что работа завершена, все. Есть какие-то гарантийные сроки?
- Дело не в гарантийных сроках, есть адекватные пределы. Во-первых, есть особенности кожи, о которых клиента надо предупредить. Рано или поздно все расплывается и блекнет. Все равно какие-то погрешности будут, мы не роботы. Был сеанс, проплачен сеанс — есть результат. А уж хороший он или плохой, это зависит от того мастера, к которому вы пошли. Если вы ходили к мастеру, у которого руки от попы растут, то вы и получите работу, которая выполнена этими руками. Потом ходить за ним, говорить «доделайте, переделайте…» Ну, раз он туда залезет, что-то подкрасит. Ну, еще что-то… Но то, что он с линиями накосячил, он уже никак не исправит. Потому и надо подходить с умом к выбору мастера. Выбирать не там, где дешевле, а смотреть работы, причем «свежак». Все люди растут, у нас есть мастерица одна, мы ее взяли год назад, у нее уровень с тех пор поднялся в разы. Что она делала тогда, и что делает сейчас — небо и земля.
Еще один момент — уход за татуировкой. У нас же как люди думают? На бумажке написали — это бумажка для мастера, я и так все знаю, мне друг посоветует, я могу еще и в интернете почитать… Ой, мыться нельзя? Да как же я немытый буду ходить. И начинается.. Потом – кто виноват? Мастер виноват. Потому что он не сделал, как надо.
Есть и третий случай — индивидуальная непереносимость. Когда организм выталкивает краску.
- Часто такое бывает?
- Бывает… Серьезные случаи, чтобы прямо аллергия была — ну, может, один человек на сто.
- То есть, человек должен осознавать, что когда он идет за тату, все может получиться совсем не так, как планируется.
- Да. На самом деле, все до гениальности просто в нашей сфере. У нас надо выбирать мастера по его работам — и все. Ну, еще стерильность важна. Если стиль мастера, его отношение к работе, его рабочее место на вас произвели впечатление — идите к нему. А как бывает — пришли, где подешевле, получили, что хотели, а потом все вокруг виноваты.
- Можете оценить общий уровень мастеров во Владимире?
- Ниже среднего. Но за бугром, например, еще хуже дело обстоит. В Европе — вообще ужас полный.
- Почему?
- Там клиент всегда прав. Он диктует что ему делать, на каком месте, какого размера. А результат отвратительный зачастую.
- А как в России в других городах?
- Из ближайших городов выделяется Ярославль — просто на голову выше Владимира. В Иваново есть очень сильный салон. Мы с ивановцами примерно на одном уровне, у них сильнее развиты одни течения, у нас — другие. А так… естественно, Москва, Питер, два крупных города, куда стекаются все «сливки», где все здорово.
- Бывает, что отговариваете человека делать татуировку?
- Постоянно. Приходит человек, говорит: «Сделайте мне что-нибудь». А что сделать? «Ну, вы же татуировщик, вам виднее».
- Ну да, к вам же приходят так же, как к стилисту, разве нет?
- Нам, как и стилисту, надо от чего-то отталкиваться, нам надо хотя бы пообщаться с человеком, он должен высказать свое отношение к татуировкам, элементарно иметь какие-то свои идеи. Почему людям свои татуировки не нравятся? Потому что многие в них ничего не вкладывают, это пустышки, нет смысла никакой у картинки, нет души. Вот смотрите, я, например, посвящаю татуировку своему дедушке. Татуировка эта со мной всегда, и я никогда не пожалею об этой работе. Даже если она расплывется, все равно останется для меня теплым воспоминанием, ностальгией.
Бог с ними, с родственниками. Я могу посвятить татуировку своему любимому делу. Я этим занимаюсь, я этим живу, это моё, это весь я. Как я могу пожалеть о том, что я на своей коже показал частичку своего внутреннего мира?
А если, например, я сделал себе птичек, звездочки какие-нибудь… Что там еще девушки делают… «Я просто увидела картинку, мне понравилось…» В основном такие ошибки делают именно с этими птичками, не знаю, почему. Просто дурдом. Проходит время, птички начали подплывать, меркнуть. И они уже красивыми не кажутся, они у всех есть.
- И не несут никакого смысла…
- Да, и не несут никакой информации. И — «мне не нравится, я хочу это перекрывать, я пожалела о том, что сделала». Если же картинку подбирают — человек подчеркивает свой характер, вкладывает воспоминания, посвящает людям, событиям — такие татуировки не надоедают. Если вы не знаете, какую татуировку хотите, значит, вам не нужна татуировка. Идите, еще подумайте.
- Так, а давайте про удаление татуировок.
- Удаление татуировок невозможно без следов, это миф. Все лазеры, волшебные жидкости, волшебные шлифовки — максимум что-то высветлят. А чаще всего остается рубец, следы. Мы занимаемся перекрытием татуировок, мы их переделываем.
- В том случае, если клиент знает, чего хочет.
- Да. Мы, как уже говорил, часто отказываем, но если люди идут на наши условия, то перекрываем. Но мы не будем делать то, что считаем некрасивым.
- А кого больше, людей, которые хотят сделать первую татуировку, или которые хотят старую переделать?
- Переделывать очень многие приходят. Но за все мы не можем взяться.
- Существует же мода на татуировки…
- Понятно, что существует. Я противник этой моды, вы уже, наверное, поняли. Модные татуировки — это безликость, это смешивание себя с частью толпы, никакого индивидуализма. Мода проходит — и все, ты уже не в тренде, никому не интересен.
- Значит ли это, что в вашем салоне не делают ни бабочек, ни птичек, ни надписи?
- У нас есть мастера разного уровня, в том числе и те, кто готов удовлетворить такой спрос. И есть три ведущих мастера, которые за такую работу вообще не возьмутся.
- А «купола» просят наколоть?
- Нет, это можно за пачку чая сделать в местах не столь отдаленных.
- Кстати, по поводу цены. Я понимаю, что некорректно спрашивать про стоимость татуировки, потому что она зависит от опыта мастера, от размера и сложности рисунка. И все же — сколько стоила самая дорогая татуировка, которую вы сделали?
- Боюсь, ничего не отвечу на этот вопрос. У меня оценивается работа по часам. Забил себе человек два рукава, а потом еще спину — вот как это расценивать, как одну работу или как несколько?
- Но есть же какой-то разброс цен по Владимиру.
- Огромный разброс. Сеанс стоит где-то… Даже не знаю… Ну, от тысячи и далее.
- За час?
- Нет, за сеанс, часа четыре. А вообще, люди работают разные. У них разный опыт, разное оборудование, разный подход, разная загруженность. И потому цены у всех разные.
- Татуировки сегодня есть у многих, этот вид «украшательства» себя очень популярен. Но будет наверняка и спад интереса.
- Вы были за границей? Вы видели там старичков? Как думаете, давно ли у них идет мода на татуировки? Вообще некорректно в данном случае говорить о моде…
- Ну как, в Советском Союзе, например, не было такого повального увлечения тату.
- Почему? Там были свои слои общества, представители которых татуировку любили, уважали, делали.
- Мне кажется, это были достаточно тоненькие слои.
- Тоненькие, но они были. Пришел из армии с татуировкой — и это считалось нормально. Ну, тюрьму не берем в расчет, это совсем другое общество.
- А сейчас, посмотрите, как массово все «забиваются».
- Это мы недавно к этому пришли, а американцы, европейцы так живут давно, у них целые поколения в тату-сфере трудятся. Кстати, последний император у нас был татуированный. Он ездил в Японию и привез татуировку-дракона. Просто наше общество долгое время было зажато в рамках, а теперь — свобода самовыражения. Мое тело — делаю, что хочу.