Зарплату КТОСам на выборах предложили платить из фонда «Единой России»
Работникам районных администраций — тоже
Итоги прошедших в сентябре муниципальных выборов представители партий подводили уже не раз, однако тему эту исчерпать невозможно, и сегодня облизбирком опять собрал владимирских политиков обсудить единый день голосования, но уже с прицелом на будущие выборы в Госдуму. То, что после выборов прошел уже месяц, председателя комиссии Вадима Минаева не смущало, ведь окончательно прошедшая избирательная кампания окончится только в декабре 2015 года, когда завершится период обжалования ее результатов через суд.
Именно с судебных процессов и начал диалог с партиями Вадим Минаев. В прошедший избирательный цикл кандидаты 24 раза подавали в суд на те или иные решения комиссий. В 2011 году заявлений было почти в 8 раз больше — 182. Это дало основание председателю облизбиркома сделать вывод, что «в целом кампания прошла на всех этапах достаточно спокойно». Отказов в регистрации было крайне мало: из 3667 кандидатов не зарегистрированными остались всего 65. Куда большее разочарование — активность самих партий. Если в выборах 2013 года принимали участие 24 региональных отделения, то в эту кампанию — всего 9, да и те делали это своеобразно. Так, ЛДПР, по словам Минаева, 400 с лишним мандатов закрывало 80 кандидатами. Иные партии и до этого не додумались. Результат — плачевный.
— К сожалению, в эту кампанию в 111 округах избирателям приходилось выбирать из одного кандидата, то есть выборы были безальтернативными. Это и наша серьезная недоработка, и всех присутствующих. А в 7 округах победителя определил жребий: два кандидата набрали, набравшие одинаковое количество голосов, тянули конверты. А ведь если бы на выборы пришел хоть еще один человек, чаша весов склонилась бы в ту или иную сторону, — сообщил Минаев.
О повышении и даже введении порога явки на заседании говорили много. Лидер региональных «яблочников» Дмитрий Кушпита предложил коллегам-депутатам выступить с инициативой, чтобы на муниципальных выборах порог явки был установлен в 30%, а на региональных и федеральных — 50% + 1 голос. Тогда, по его мнению, и власть, и комиссии будут «выворачиваться наизнанку», а не как сейчас — «сушить явку». Если же избирателей на участки придет меньше положенного, будут проводиться повторные выборы — и еще раз, и еще, пока люди не придут на выборы. Кушпите было возразили, что это нагрузка на бюджет, и надо бы экономить средства, но «яблочник» парировал:
— У нас экономия уже стала притчей во языцех и привела к тому, что на нашу власть стало смешно смотреть. Сегодня даже главы бесплатно работают. Нельзя доводить до того, что люди смеются над властью. Нельзя экономить на власти, хотя она и жиреть не должна. Мы так и будем жить, пока боимся узнать мнение людей.
Среди других недостатков прошедших выборов владимирские политики назвали непрофессиональную работу членов участковых комиссий, особенно при выездном голосовании. В одних случаях они готовы были собирать голоса прямо на центральной площади города, в других — ходили по квартирам независимо от наличия заявлений жителей, в третьих давали избирателям не те бюллетени. Во всех этих случаях облизбирком серьезно разбирался, однако предъявлять чрезмерные требования к членам УИКов там считают неправильным, ведь они непрофессионалы, и ни в одном учебном заведении сегодня нет такой специальности — работник участковой избирательной комиссии (хорошая идея для РАНХиГС).
А вот к кому у партий претензий больше, чем к сотрудникам УИКов, так это к банку и районным администрациям. О плохой работе «Сбербанка», который еще в 2008 году монополизировал обслуживание кандидатов, говорили все присутствующие — и политики, и избирком. Дмитрий Кушпита назвал банк «трудновоспитуемым плохишом», которому каждые выборы указывают на недостатки, но он их не исправляет. «Яблочник» предложил изменить закон и проводить конкурс на обслуживание избирательных счетов. В облизбиркоме подтвердили, что «Сбербанку» постоянно «капают на мозги», а поскольку претензии к нему — не только во Владимирской области, то в ЦИКе выводы будут сделаны.
Что касается работников районных администраций и КТОСов, которые на выборах постоянно агитируют за одну известную партию, то к ним претензии, разумеется, были только у оппозиции. Эсер Роман Юматов вообще обвинил чиновников в том, что они в прошедшую кампанию «кошмарили» владимирцев.
— Мы по Владимиру выставляли одиночные пикеты, и их начинали кошмарить. К человеку заходили в палатку и грабили, а через пять минут появлялся представитель администрации и расспрашивал, в каких местах еще стоят люди. Бедные полицейские просто не знали, что делать: им объясняли, что все законно, а их толкали на то, чтобы кошмарить и кошмарить. Районные администрации в рабочее время просто мучили бедных жителей Владимира, — считает Юматов.
Поддержал коллегу по оппозиции Дмитрий Кушпита. На его взгляд, во время выборов зарплаты работникам администраций и КТОСов надо выдавать из избирательного фонда той партии, на которую они работают, тогда никаких претензий к ним не будет. Единственная партия, кроме «Единой России», которая не жаловалась на чиновников — это ЛДПР. На их активистов во Владимире не нападали, и региональный координатор «жириновцев» Илья Потапов нашел этому разумное объяснение.
— На наших пикетах всегда находилась полиция. Возможно, у нас репутация такая, что за нами постоянно следили. А может, никаких нападений вовсе не было, а просто надо было кого-то обвинить. В любом случае, на войне все методы хороши, но это остается на совести тех, кто этим занимается, — заявил Потапов, а в конце добавил: — Я призываю всех за этот пятилетний срок повысить лояльность избирателей к власти.
К слову о виновниках. Коммунисты хоть и не в открытую, но обвинили «партию власти» в том, что она руками спойлеров выпускала «чернуху» на КПРФ и ее лидера Геннадия Зюганова. Единоросс Андрей Нестеров тут же встрепенулся:
— То есть когда нас критикуют, это нормально, а когда вас — это плохо?
— Брейк! — Тут же крикнул Нестерову Вадим Минаев. — Что — на воре шапка горит?
Шапка на единороссе не загорелась только потому, что ее на Нестерове не было. До перепалки между партийцами дело не дошло. Для этих целей председатель облизбиркома предложил провести отдельное заседание, и на нем метаться друг в друга камнями. Парочку булыжников припасла и сама избирательная комиссия. Только вот еще раз махать кулаками после драки желания никто не изъявил. А сделали ли партии выводы из прошедших выборов, покажут следующие кампании.