История

Октябрь 1965-го: «В городе идут съемки фильма об Андрее Рублеве»

О чем писали владимирские газеты 50 лет назад

В это воскресенье предлагаем узнать, о чем писали владимирские газеты в октября 1965 года. А они писали о съемках в нашем городе фильма «Андрей Рублев», об открытии кинотеатра «Факел» и о строительстве на площади Ленина нового здания — школы рабочей молодежи.

«Владимир — съемочная площадка», статья в газете «Призыв» от 8 октября 1965 года. Автор — П.Анатольев.

dsc03787

— Гагаркин! Дыму, дыму давай!…
— «Мертвые», не шевелись! Замри!

Такие реплики способны смутить кого угодно. Но… только не владимирцев. Они не удивляются, если вдруг среди ясного солнечного дня раздаются подобные, да еще усиленные радиомегафоном призывы.

Не удивляются они и когда на шумных улицах Владимира среди троллейбусов, автобусов, такси появляется кавалькада всадников в островерхих шапках, в кольчугах, с луками и стрелами, будто сошедших с полотен, изображающих татаро-монгольское нашествие.

Вот уже почти все лето и сейчас, в осенние дни, в городе идут съемки двухсерийного фильма об Андрее Рублеве.

Владимир не случайно выбран режиссером А.Тарковским (он же совместно с А.Кончаловским и автор сценария) для съемок будущего фильма. Здесь творил русский живописец, чьи фрески и иконы составляют гордость мировой культуры. Фрески Андрея Рублева и сейчас можно видеть на стенах Успенского собора во Владимире. К слову сказать, и к нашему стыду, отношение к сохранению этих шедевров культуры оставляет желать лучшего. Об этом уже писала центральная пресса. Надо думать, что руководители города прислушаются к голосу общественности, найдут возможность сохранить для истории художественное наследие гениального русского живописца.

Итак, о фильме и о съемках. Чтобы не повредить замечательные архитектурные ансамбли, рядом возведены деревянные макеты. Они-то и пылают на фоне величественных сооружений прошлого.

… Снимается одна из сцен нашествия татар — захват ими Успенского собора. Вокруг здания возведены декорации, отображающие обстановку того далекого времени. Расставлены по своим местам актеры, занятые в сцене. Это в основном жители Владимира, приглашенные для игры в фильме.

На высоком помосте — киносъмочная камера. Внизу с радиомегафоном в руках командует помощник режиссера:

— Зажигайте дымовые шашки!
— Давайте пожары!

Все окутывается черными клубами дыма, над декорациями вспыхивают языки пламени.

— Приготовились к съемке.
— Внимание! Начали. Мотор!

Стрекотание камеры заглушает топот конских копыт, гиканье всадников. На съемочную площадку врываются татаро-монголы. Сверкают кривые сабли, летят на соломенные крыши пылающие факелы, в ужасе разбегаются жители. А захватчики уже начинают грабеж.

— Стоп! Хорошо. Все на исходные позиции. Повторим сцену еще раз.

«Еще раз » не значит «последний». Почти каждая сцена дублируется по нескольку раз. Съемки фильма — тяжелый, порой изнуряющий труд.

В сцене нашествия татар и захвата ими Успенского собора авторы фильма задались целью со всей силой показать жестокость врага и мужество защитников земли русской.

Фильм не только расскажет о гениальном русском живописце Андрее Рублеве, но и покажет широкую панораму жизни Руси пятнадцатого века.

Выступая на встрече с общественностью города Владимира, режиссер Тарковский рассказал:

— Будущий фильм ни в коем случае не будет решен в духе исторического или биографического жанра. Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. На примере Рублева нам хочется исследовать вопрос психологии творчества.

Очень сложной была задача подобрать актера на роль главного героя фильма — Андрея Рублева. Вначале на эту роль прочили Иннокентия Смоктуновского. Но потом авторы картины поразмыслили: ведь личность Андрея Рублева никому не известна. Значит, его роль должен исполнять актер, еще незнакомый зрителю. И такой актер нашелся сам. Однажды в киностудию «Мосфильм» пришел актер Свердловского драматического театра Анатолий Солоницын.

— Я готов даже отказаться от театра, чтобы сыграть Андрея Рублева, — горячо заявил он.

Актерские пробы показали, что Анатолий Солоницын — настоящая находка для фильма. Именно таким: худым монахом, с одухотворенным лицом, с живыми печальными глазами — видится авторам кинокартины их герой Андрей Рублев.

— Съемки во Владимире и Суздале — только небольшая часть работы по созданию фильма, — говорит режиссер А. Тарковский. — Основное — впереди, в павильонах и в Изборске под Псковом, где уже идет подготовка к съемкам сцен разграбления древнего Владимира татарами.

Здесь, под Изборском, сохранились остатки старой крепости, внешне напоминающие сооружения древнего Владимира. Там и решено заснять грандиозные массовые сцены. Сейчас сооружаются большие декорации, воссоздающие обстановку пятнадцатого века. В съемках будет занята масса людей. Много сложностей представит заключительная сцена — «Утро на Куликовом поле», являющаяся апофеозом фильма «Андрей Рублев».

— Будет ли фильм цветным?

— Фильм делается черно-белым. В цвете будут сняты только иконы и фрески, расписанные Андреем Рублевым. Это даст возможность зрителям яснее представить себе творчество человека, на века прославившего русское искусство.


«Кинотеатр «Факел» открыт», статья в газете «Призыв», опубликована 20 октября 1965 года. Автор — А.Гранкин.

dsc03782

«Кинотеатр «Факел». Новый широкоэкранный художественный фильм «Метель». Начало сеансов…» Такие объявления появились на днях на улицах Владимира.

Да, как говорится, в нашем полку прибыло. В городе открыт еще один кинотеатр.

— «Факел». Где он находится? – спросят некоторые.

Садитесь на «двойку» или на кольцевой автобус. Поезжайте до остановки «Школьная». Затем пойдете влево до проспекта Строителей, что в районе Марьинки. А если вам посчастливится сесть на автобус «Вокзал – Марьинка», то до кинотеатра «Факел» — рукой подать.

Обязательно побывайте в этом кинотеатре. Не пожалеете. Здесь прекрасный зрительный зал, который вмещает сразу шестьсот человек. Он отделан новыми строительными материалами. Оригинально решена система освещения. Круто покатый пол дает возможность хорошо видеть экран с любого места в зале.

Кинотеатр сооружали строители УНР-646, которые проявили много любви к своему делу и заботы о зрителе.

К сожалению, этого нельзя сказать о тех, кто выбирал проект для постройки кинотеатра. А проект этот, как справедливо отмечалось в центральной печати, страдает существенным недостатком: в здании отсутствует фойе. У него имеется лишь небольшой вестибюль, в котором расположена билетная касса. Но мы будем надеяться, что наши местные проектировщики и строители что-нибудь придумают, чтобы у хорошего зрительного зала появилось еще и фойе.


«Из стекла и железобетона», статья в газете «Призыв», опубликована 24 октября 1965 года.

dsc03785

В композицию площади имени Ленина во Владимире уже вписано строителями не совсем обычное здание. Это строящаяся школа рабочей молодежи. Необычно здание не только по своей конструкции и архитектуре; оно также явится пока и самым многоэтажным в городе — шесть этажей. Его проект разработан коллективом института «Владимиргражданпроект».

На сооружении здания трудятся строители треста №94, в частности, комплексная бригада Вячеслава Печенникова из УНР-646, бригада плотников, руководимая заслуженным строителем РСФСР Александром Кутиницыным, и бригада монтажников управления механизации Анатолия Филькова.

На сооружении этого здания строители как бы держат своеобразный экзамен. Как уже говорилось выше, конструкция здания отличается от тех, что обычно приходится воздвигать владимирским строителям. Оно сооружается в основном из железобетона, стекла и металла.

Стройка является показательной. На ней строители приобретают необходимый опыт, делают как бы шаг вперед в своей работе, в освоении новой техники строительства.

В новом здании совсем не будет дерева.

— А как же полы? – спросит читатель.

Они будут релиновые, из метлахской плитки, цементные.

Сейчас строители заканчивают кладку шестого, последнего этажа. Затем начнутся отделочные работы.

Когда здание вступит в строй, будет завершен архитектурный ансамбль площади имени Ленина. Она станет самой красивой в городе.

Back to top button