Жизнь

«Безрогий» Владимир: останется ли наш город без троллейбусов, как Тольятти и Архангельск?

Многие города страны уже лишились троллейбусного сообщения из-за долгов

Судьба владимирских троллейбусов висит на волоске. Теперь это понятно даже далекому от политики и экономики человеку. Если раньше лишь подозревали, что в компании «Владимирпассажиртранс» не все ладно, узнавали от третьих лиц о ее многомиллионных убытках и сокращении подвижного состава, писали петиции и обращения в адрес мэра, то теперь кризисное положение электроперевозчика подтверждено официально. «Владимирским коммунальным системам» троллейбусное управление задолжало более 10 миллионов рублей, и если муниципалитет не заплатит по счетам, «рогатые» могут исчезнуть с улиц города.

Деградация троллейбусного сообщения активно началась с 2011 года. При бывшем мэре Владимира Сергее Сахарове и сити-менеджере Андрее Шохине количество машин, которые курсировали по городу, сократилось, по официальным данным, со 126 до 93. В этом году одно из двух троллейбусных депо мэрия предоставила в распоряжение частной фирме — ООО «АДМ». Общественники забили тревогу еще в конце весны. Напомним строки из обращения экс-сенатора и некогда руководителя УТТ г. Владимира Евгения Ильюшкина к тогдашнему главе города:

«Создается впечатление, что идет целенаправленное уничтожение троллейбусного транспорта в городе в угоду частным автобусным предпринимателям. Если это действительно так, то население областного центра никогда не простит руководителям города и городским депутатам ликвидации экологически чистого, дешевого и социально ориентированного вида общественного пассажирского транспорта», — написал в мае бывший член Совфеда.

Сегодня опасения общественников практически подтвердились. Долги «Владимирпассажиртранса» не уменьшаются, подвижной состав не обновляется, а предложения вообще убрать троллейбусное сообщение и заменить его другим — якобы «экологически чистыми» газомоторами — звучат все чаще. И хотя горадминистрация и уверяет, что все наладится, эти заявления напоминают хорошую мину при плохой игре. Опыт же других городов страны оптимизма не внушает.

Первым населенным пунктом, который лишился троллейбусов, стал город Шахты Ростовской области с населением 237 тысяч человек. В 2007 году в связи с финансовыми трудностями и «общим экономическим упадком в городе» там было закрыто сообщение электротранспортом. И это произошло в годы, которые сейчас принято называть «тучными», докризисными.

Год спустя троллейбусы после 34 лет стабильной работы перестали ходить по Архангельску. Сделано это было в связи с «финансовыми трудностями» и «имущественными спорами». В апреле 2008-го в Архангельске внезапно случилась авария — обрыв кабеля. Это и стало поводом приостановить движение троллейбусов, а затем и вовсе убрать их с рынка перевозок. Позднее большую часть парка распилили на металлолом, а 17 машин отправили в Нижний Новгород. Кстати, по численности населения Архангельск почти равен Владимиру — там проживает 350 тысяч человек.

В другой столице российского региона — Тюмени, которая в два раза больше Архангельска или Владимира, — троллейбусы исчезли в 2009 году. Официальная причина — низкая востребованность «рогатых» и «активное развитие городской застройки и инфраструктуры» (прямо как во Владимире). Однако сибиряки между собой судачили, что у градоначальников были свои интересы. Приближенные к власти частные перевозчики просто хотели устранить конкурента и получить инфраструктуру местного УТТ. Не правда ли, напоминает Владимир?

Вслед за этим во многих городах страны чиновники начали обсуждать, а не отказаться ли от «убыточного» (потому что муниципального) общественного транспорта в пользу частников? К тому же, как говорят чиновники, на дворе кризис, долги у предприятий растут, а средств на их выплату не хватает. На сегодняшний день дамоклов меч навис над электротранспортом столицы Карелии Петрозаводска, где троллейбусы ходят только в часы пик (долг тамошнего предприятия составляет 12 млн рублей), Брянска (долг 26 млн рублей) и Саратова (долг 60 млн рублей). При этом нигде местные власти не горят желанием решать проблему, будто бы нарочно предопределяя неблагополучный исход конфликта.

А вот последний случай. В Тольятти, как сообщают «Новые известия», троллейбусы не выходят на линию уже более двух недель. Контактную сеть просто отключили за долги. Муниципальное предприятие не выплатило ресурсникам 17 млн рублей (по другой версии — 6,7 млн, а в общей сложности долг местного УТТ достиг 100 миллионов), и троллейбусы поставили на прикол. Причем проблема эта в Тольятти существовала давно. Первые отключения начались еще в 2014 году, но они были «веерными» — ненадолго и по отдельным линиям. Мэрия видит только одно решение вопроса: взять кредит для погашения долгов, однако эксперты говорят, что это вгонит муниципалитет в еще большие долги. Тем временем другие заинтересованные лица все чаще заявляют о «нерентабельности» троллейбусов, а значит, электротранспорт тольяттинцы могут больше не увидеть.

Исправится ли ситуация во Владимире, сказать сложно. Пока что в действиях мэрии не прочитывается большое желание разрешить вопрос в пользу горожан. Хотелось бы ошибиться, но по крайней мере с момента написания петиции и обращений в адрес мэра и администрации чиновники не предприняли ничего для улучшения положения УТТ. Остается только надеяться на разумность владимирских властей.

Back to top button