Ржавый гвоздь в губернаторском кресле
Этот текст писался для федеральной аудитории, поэтому автор приносит извинения владимирцам за то, что вынужден пояснять общеизвестные факты.
Россия уверенно включается в тотальное пространство постмодерна. Слова стали гораздо важнее дел, победные реляции чиновников полностью перекрывают собой бедственное положение в экономике, телекартинка совершенно спокойно заменяет собой вид из окна.
Возьмем, к примеру, Владимирскую область. Некогда один из самых успешных регионов европейской части России в деле привлечения и размещения инвестиций стремительно покидает бизнес, а новые потенциальные инвесторы с опаской обходят стороной. И это, без сомнений, следствие работы новой региональной власти, пришедшей в регион вместе с бывшим вице-спикером СовФеда Светланой Орловой, назначенной на пост губернатора в марте 2013 года.
Проблемы в регионе есть, и их немало. Большинство из них берут своё начало в катастрофически низком уровне областного менеджмента, что подтверждает даже МинЭк, снизивший позицию Владимирской области в рейтинге деловой и инвестиционной активности в 2014 году на 16 позиций по сравнению с предыдущим периодом. При этом нет никаких оснований полагать, что данные текущего года хоть как-то исправят ситуацию.
Вместо роста – падение, вместо новых стратегических инвесторов и проектов – дутые фейки. Вот она, визитная карточка деловой активности 33-го региона. В прошлом году в область зашел господин Бакулин с идеей построить завод по производству автобусов «Волгабас». Несмотря на то, что «стратегический инвестор» был по уши в долгах, региональный парламент по мановению волшебной палочки губернатора Орловой в мгновение ока принял закон специально написанный под господина Бакулина и позволивший администрации области безвозмездно предоставить ему огромный кусок земли, находившийся в госсобственности. Сообщалось, что завод будет построен при масштабной господдержке в течение года. Недавно коллеги скатались на стройплощадку «Волгобаса» и увидели там лишь полусгнившие фермы ангаров. Завода нет и, скорее всего, не будет.
Другой амбициозный проект Светланы Орловой – аэропорт международного класса в паре десятков километров от областной столицы, не пинал разве что самый ленивый. И не зря – вся мегаидея, достойная пера Ильфа и Петрова и отчетливо напоминающая сказку о Нью-Васюках, превратилась в разбитую взлетку, оставшуюся еще от советской военной авиации, да пару полупустых рейсов в неделю в Санкт-Петербург и обратно, осуществляемых на ржавых вёдрах с болтами марки Ан-24.
Пресловутый «сухой порт», анонсированный командой губернатора, вообще никак не может перейти со стадии презентации хотя бы в стадию проекта. Тем не менее, с этой презентацией Светлана Юрьевна и ее подчиненные носятся по городам и весям ровно с писаной торбой – недавно ее показывали Дмитрию Медведеву, но даже он не смог ей впечатлиться, как ни старался. На очереди – попытка охмурить сомнительной идеей второй свежести рыболовов Камчатки и китайских товарищей. Прогноз, кстати, так же не утешительный.
Короче, проблем в управлении регионом достаточно много. И что же вы думаете, опытный политик Орлова включила весь свой вес для того, чтобы привлечь в регион квалифицированный менеджмент? Ничуть – вместо менеджмента в область хлынули потоки давних знакомых бывшего спикера СовФеда от Кузбаса, причем «с домашними и войском», что дало достаточно сильную нагрузку на и без того летящий в тартарары региональный бюджет и, кроме того, принесло в область не свойственную для него клановость и семейственность в среде региональных руководителей.
Проблемы же, судя по всему, Светлана Орлова, как опытный комсорг и партработник, решила преодолеть при помощи пиара и пропаганды, в разы увеличив расходы дефицитного бюджета Владимирской области на продвижение своих «успехов» на страницах газет, экранах телевизоров, компьютерных мониторах и прочих рекламных поверхностях. За последние три года этот бюджет измеряется уже сотнями миллионов бюджетных рублей. Так, например, только взносы в уставной капитал ОООшки «ТРК Губерния-33», так и не ставшей ни приличным телеканалом, ни посещаемым медиа, составили более пятидесяти миллионов рублей. И всё это за государственный счет.
И не беда, что успехов и достижений практически нет. И не беда, что ситуация говорит, скорее, о систематических провалах в работе областной власти – есть острые перья и не менее острые языки, которые с радостью согласились освоить резко увеличившийся бюджет на властный пиар. Они-то, по задумке команды Светланы Юрьевны, и должны были представить победы в виде поражений, а также покарать тех, кто осмелился усомниться в управленческом таланте губернатора Орловой.
Да только вот в чем дело – все эти «гении журналистики» примерно того же года выпуска, что и госпожа губернатор, и несут на себе отчетливую печать того же номенклатурного генезиса, что и сама Светлана Орлова.
Да, возможно, когда-то эти деятели были носителями острых перьев и обладателями не менее острых языков, мастерами слова и гениями пиара. Но перья сточились о зарплатные ведомости, мастерство слова ввиду редкого использования покрылось конторской пылью, а языки истерлись от многолетнего вылизывания начальственных задов.
Оттого и потуги в прославлении губернатора Орловой и в обелении ее весьма спорных инициатив оказываются, скажем мягко, безрезультатными. И приходится главредам владимирских официозов накручивать статистику, рейтинги и надувать тиражные ведомости, чтобы хоть как-то оправдать свою значимость и нужность.
И оправдывают, создавая у «хозяйки» ощущение контролируемости ситуации, попутно вселяя в руководство региона уверенность в том, что сотни миллионов рублей, пущенных из бюджета на собственный пиар, не пропали даром.
Огорчу Светлану Юрьевну – даром были потрачены огромные средства. Даром вы кормите толпу этих оглоедов, растративших свой талант еще в прошлом веке. Они не помогут вам оправдаться в глазах кремлевского руководства, когда вас позовут на ковёр. И они первыми плюнут в вашу некогда губернаторскую спину в процессе облизывания нового начальства, которое придёт вам на смену.
Ведь куда проще было нанять толковых менеджеров, которые на самом деле способны были бы принести региону и его жителям существенную пользу.
Но – история не знает сослагательного наклонения, Светлана Юрьевна. Три года вы с наслаждением вбивали этот кривой и ржавый гвоздь в своё губернаторское кресло, и теперь сидите на нём настолько крепко, что соскочить нет никаких шансов. Вы снова и снова будете платить пиарщикам. И раз за разом успокаиваться на короткий миг, читая очередные оды в свой адрес. Снова и снова, раз за разом, пока в один прекрасный день не раздастся звонок вашего гербового телефона, и секретарша нервным голосом не сообщит вам о том, что вызов поступил «с самого верха». И пока уже куда более спокойный и уверенный голос не продолжит: «Светлана Юрьевна? Здравствуйте. Как дела, как чувствуете себя? Ну-ну, не волнуйтесь, в вашем возрасте это вредно. Кстати, о возрасте… И о вреде. Мы очень хотим с вами поговорить, и разговор будет очень серьёзным, поэтому запланируйте свой визит в столицу на послезавтра. И да, ничего больше не планируйте».