Интервью

Альберт Русанен: Управлять ЖКХ у меня не хватает опыта, но я учусь

Интервью с депутатом горсовета и руководителем организации «ЖКХ-контроль»

Любой журналист знает, что выборы – не самая удачная пора для общения с политиками. Конечно, в период избирательной кампании активисты всех партий хотят засветиться в прессе, блеснуть умом перед жителями, попиариться на старых проблемах. Однако среди политиков все же есть те, кто помогает людям и реально решает их проблемы не только в период выборов. Один из таких депутатов – Альберт Русанен, возглавляющих региональное отделение организации «ЖКХ-контроль». Его мы и решили расспросить о работе в горсовете, борьбе с недобросовестными коммунальщиками и чиновниками.

Интервью с Альбертом Русаненом было назначено сегодня на 10 утра, но задерживалось. Когда мы пришли в приемную «ЖКХ-контроля», там депутат со своим активом уже разбирал конкретные случаи подделки протоколов общих собраний. Народному избраннику приходилось то консультировать жителей, то забегать в соседний кабинет к главе Госжилинспекции Сергею Шахраю. Нелегкое это дело – противодействовать коммунальным ворам! Минут через 15 минисовещание окончилось, и мы смогли задать Альберту Анатольевичу несколько вопросов. В кабинете с нами находился активист «ЖКХ-контроля» и «Единой России» Антон Кириллов, который время от времени вставлял свои реплики, пытаясь прояснить ситуацию.

«Чтобы растормошить пассивный горсовет, прибегал к шантажу»rusanen 5 iz 12

- Альберт Анатольевич. Готовясь к этому интервью, я составил список вопросов, и все они разноплановые. Вы ведь и депутат, и при этом руководитель влиятельной общественной организации. Вы член оппозиционной партии, но находите контакт с властными структурами. Поэтому в самом начале общения будет логично задать вопрос – кто вы?

- Вы сказали об организации «ЖКХ-контроль». Сразу замечу, что если бы не было активистов – Антона Кириллова, Сергея Олейникова, Игоря Михеева и еще 800 человек по области, – придя сюда, я бы не смог сделать это объединение влиятельным. Можно, зарывшись во всех проблемах ЖКХ, долго и упорно что-то решать, но без команды это сделать невозможно. Если же говорить о депутатах, то мы такие же общественники. Мы не чиновники, зарплату в горсовете не получаем. С таким же успехом можно говорить, что Сергей Владимирович (Олейников) и Антон Владимирович (Кириллов) – депутаты. В то же время в горсовете решаются те же самые проблемы, что и здесь, туда поступают такие же жалобы, что и к нам. Просто там комплекс проблем больше. Там что активисты «ЖКХ-контроля» фактически занимаются теми же самыми вопросами, что и депутаты, только на общественных началах.

- То есть депутатскую деятельность вы тоже относите к общественной?

- Конечно. На самом деле, они связаны. Мы часто сталкиваемся с тем, что какие-то проблемы можно решить, только приняв постановления на уровне ЗС или СНД. Мы обращаемся туда, фактически занимаясь законотворческой деятельностью. Есть депутаты и в Заксобрании, и в горсовете, с которыми мы хорошо сотрудничаем, поэтому возможность передачи каких-либо инициатив и принятия решений у нас имеется.

- А ваши предложения принимаются?

- В начале депутатской деятельности это было нечасто. Отношение было как к выскочке. Каждый раз, когда я выступал на совете, все остальные депутаты смотрели и думали: «Что ему надо? Что ему не сидится? Мы тут пришли, чтобы отсидеть, быстрее уйти с заседания, а он какие-то вопросы задает, отнимает наше время». К счастью, есть там нормальные депутаты, с которыми интересно и можно работать, в том числе от партии «Единая Россия», но большинство, на самом деле, пассивные. Чтобы добиться решения в пользу жителей, мне приходилось прибегать к различным хитростям в виде поименного голосования, либо фактически шантажа депутатов.

- Срок полномочий нынешнего состава горсовета как раз подходит к концу. Как вы оцениваете его работу?

- В СНД есть депутаты, которые работают уже не первый срок. Я с ними общался, и однозначная позиция – такого пассивного горсовета у нас еще не было. Были отдельные депутаты, которые выступали, – Лариса Пышонина, Леонид Фоменко, Борис Оверчук, Людмила Бундина, Альберт Скворцов, Сергей Мартынов, Сергей Сахаров, но в большинстве своем никому ничего не надо. К сожалению, это не самое лучшее для города. Депутаты могут вносить какие-либо инициативы, но в нынешнем составе горсовета их было очень мало. В основном, это «одобрямс», поднятие рук – и быстрее сбежать с заседания. Такого в новом составе горсовета быть не должно. Надеюсь, выборы позволят избрать людей, которые хотят работать на благо города.

«Сергей Сахаров – не свадебный генерал»

- Вы упомянули нынешнего мэра Владимира Сергея Сахарова. В прошлую избирательную кампанию на одной из встреч между вами случилась перепалка, и Сергей Владимирович даже вам нахамил – это зафиксировано на видео. После этого вы нашли с ним общий язык?

- Это была не моя встреча. На тот момент между нами была антипатия. Если честно, с такими формами политической борьбы я столкнулся впервые. Для меня это был просто шок. Но, по моему мнению, достоинством Сахарова является определенная мудрость. Наверно, в пылу политической борьбы такие вещи были возможны, но перед первой сессией он пригласил меня. Мы объяснились и поняли, что оба были неправы. В отношении всего остального рабочие конфликты происходили, но в принципе противоречий у нас нет. Он старался работать на благо людей. Может, не всегда это получалось, но если была возможность ему объяснить свою позицию и если она совпадала с защитой интересов жителей, он всегда поддерживал. Мне комфортно с ним было работать.

- Вы сами идете на эти выборы?

- Иду, по десятому округу.

- А Сахаров не идет.

- Сергей Владимирович сказал, что переходит, как я понимаю, в исполнительную власть. Об этом ведутся переговоры. Возможно, депутатская деятельность стала ему маленькой, и он хочет реализовать себя в сфере реального управления, где реализовываются нормативные акты. Вероятно, у него это получится.

- А может, ему просто надоело быть «свадебным генералом», ведь деньги и реальные полномочия – у Шохина? Известно о конфликте между ними.

- Я с этим абсолютно не согласен. Как юрист, я понимаю, что определяет политику в городе тот, кто пишет правила, по которым чиновники работают.

- Это в идеале.

- Это в идеале, и, на самом деле, так происходит. Весь вопрос, хотят ли депутаты писать эти правила, участвовать в их разработке. Простой пример – если бы депутаты изменили правила проведения публичных слушаний по застройке территорий и внесли бы поправку, что в случае несогласия жителей решение принимает горсовет с учетом их позиции, то ситуация бы в этой сфере изменилась. Или вопрос о деятельности муниципальных предприятий. Я являюсь членом совета директоров «Владимирпассажиртранс». Я был единственный, кто голосовал против повышения платы за проезд, поскольку прибыль предприятия при этом могла быть выше. И если бы совет формировался 50 на 50 – половина депутатов, половина чиновников, либо треть составляли общественники, то такой вопрос вообще бы не выносился.

Поэтому «свадебный генерал» – нет такого понятия. Если ты знаешь, как действует механизм, то можно решать проблемы. Было бы желание. Так что все упирается в кадры. Если руководитель не справляется, его надо менять. Молодых, которые хотят работать, достаточно много, а все остальные пусть ищут работу в другом месте.

«Литвинкин – самый вменяемый из руководителей управляющих компаний»rusanen 9 iz 12

- А вы бы сами не хотели работать в исполнительной власти? Пророчили, что вы возглавите как минимум управление ЖКХ.

- На самом деле, нужно четко понимать: чтобы пойти работать в исполнительную власть, должен быть определенный опыт, какое-то образование. Я хорошо рассказываю о проблемах ЖКХ, наверно, разбираюсь в каких-то вопросах. И когда мне задавали этот вопрос, всегда говорю – послушайте, уровень знаний того же Литвинкина все равно выше, чем у меня. Он работает в этой сфере давно и на уровне практики, а не на уровне теории, как мы. Я разговаривал с Комиссаровым – он сказал: тут главное желание, и юристу проще справиться. Я ему объясняю: нет, должен быть опыт. Проработав еще немного в этой сфере на уровне общественника, депутата, может быть, я скажу – да, я разбираюсь и готов работать в этой системе. Надо четко осознавать свои возможности, способности и соизмерять желания. Нужно быть честным с собой.

- То есть если бы вам сейчас предложили возглавить управление или стать замом Шохина, вы бы не пошли?

- Так и было, – заметил Антон Кириллов.

- Если бы другие кандидатуры были более отвязные, чем я, то в этой ситуации я бы сказал – раз надо, значит надо.

- А как вы оцениваете назначение Литвинкина?

- Судя по мнению жителей, с которыми я общался, это самый вменяемый из руководителей управляющих компаний. Те проблемы, которые ставили перед ним жильцы, решались. Литвинкин готов к диалогу, он готов слышать, готов объяснять и, самое главное, готов помогать решать какие-то вопросы. Другое дело, что на должности зама по ЖКХ нужно рассматривать комплекс проблем – ресурсоснабжение, транспорт, связь. Мы будем помогать в их решении, будем работать сообща, и уже делаем это. Я думаю, если вы хотите сотрудничать во благо жителей, со стороны Литвинкина никаких препятствий не будет.

- А вот мне жители дома №32 по улице Юбилейной говорили, что Литвинкин, управляя муниципальным фондом, голосовал за возвращение их дома к Захаровой.

- Это позиция неправильная. Позиция органов МСУ должна быть такая – в первую очередь должны быть муниципальные управляющие компании, потому что их проверить не составляет труда. И если муниципальная компания голосовала за возврат дома к Захаровой, это неправильно.

- Сегодня компания Захаровой пытается вернуть себе жилой фонд. Вам не кажется, что после лицензирования все возвращается на круги своя?

- Такие попытки предпринимаются. Но люди изменили свое сознание. Они уже не готовы просто сидеть и терпеть, не хотят возврата в коммунальное рабство. Мы показали им главное – у них есть возможность выбора, что они и делают. А мы им помогаем.

- Как однопартийцы относятся к вашей деятельности? На собрании в Собинке, например, была открытая агитация за «Единую Россию». С этим все согласны?

- Вообще треть из тех, кто тогда выступал, является членами «Справедливой России». Там были коммунисты и единороссы, а вообще в «ЖКХ-контроле» есть представители всех партий. Мне без разницы, какой партии принадлежит человек, который хочет помогать людям решать вопросы в сфере ЖКХ. И если в преддверии выборов партийные структуры попытаются решить какие-то проблемы жителей, я буду только за.

- Там же в Собинке вы сказали, что мы находимся на войне с недобросовестными управляющими компаниями, но нельзя жить только ради этого. Вы верите, что можно победить в этой войне?

- Да, и у нас есть такие примеры. Например, наш активист Игорь Михеев руководит ТСЖ. Он держит ресурсников за горло, не позволяет им мухлевать. В его доме вменяемые тарифы, люди не переплачивают, и вопросов по качеству услуг не возникает. Если так люди могут жить, почему в других домах это невозможно? Наша задача – подготовить таких председателей домов, как Игорь Михеев.

«Всех чиновников отправить на курсы общения с жителями»rusanen 11 iz 12

- Завершая нашу беседу, не могу не спросить про Лыбедскую магистраль. Вы вчера участвовали в выездном совещании Общественной палаты, тоже общались с жителями. У меня возникло ощущение, что корень проблемы в том, что какой-то чиновник поступил недобросовестно. Вместо того чтобы решить вопрос, власти просто перенесли магистраль и бросили жильцов на произвол судьбы. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы изменить отношение чиновников к людям?

- Я вспоминаю встречи губернатора Светланы Орловой с жителями. Мне удалось присутствовать на нескольких из них, и я видел, как местные чиновники не хотели допускать к главе региона активистов, которые бы рассказали о проблемах, игнорируемых муниципальными властями. Но Светлана Юрьевна в этих вопросах занимает жесткую позицию и общается со всеми. На мой взгляд, это самый главный показатель работы чиновника – не бояться общаться с людьми, всегда искать компромисс.

Что касается ситуации с Лыбедской магистралью, то я бы сказал не про недобросовестность, но про недоработанность вопроса со стороны отдельных чиновников. Компромисс там был возможен. К сожалению, в администрации города из вменяемых, договороспособных с жителями чиновников есть только один человек – Шохин. Он понимает суть проблемы, видит, где что можно сделать. Остальные чиновники – классные специалисты, но не умеют разговаривать с людьми, и допускать их к общению с жителями на пушечный выстрел нельзя. Они могут нахамить, ввести человека в ступор, сказать все, что о нем думают. Это неправильно. Их нужно всех пропустить через курсы психологического общения с жителями, и тех, кто не сдал, не допускать до работы вообще. Ведь нужно понимать, что если ты находишься на такой ответственной работе, все, что ты сказал жителям, обращается против власти. Все недовольство порождается действиями чиновников. Так что надо всех заставить пройти такие курсы.

- Вы можете внести такую инициативу в горсовет.

- Думаю, что да, надо это cделать.

- Тогда удачи вам в этом начинании.

Back to top button