Общество

Новой революции мешает страх перед «Октябрем»

Во Владимире обсудили события 1917 года

7 ноября во Владимире прошло десятое заседание клуба «Спасский холм». В стенах «Дома офицеров» на юбилейном собрании презентовали монографию «Революция как концепт и событие». Над книгой трудились философы и политологи из института философии РАН, МГИМО, РАНХиГС и НИУ «Высшая школа экономики», коллектив авторов разных поколений – от 30 до 80 лет, самых разных политических взглядов.

Монография находится в свободном доступе, ее можно почитать здесь. Представлению книги и дальнейшему ее обсуждению и посвятили встречу интеллектуалов. Во Владимир по приглашению профессора Романа Евстифеева приехали сразу несколько авторов и рецензентов издания.

Первым выступил доктор философских наук Григорий Водолазов. Не случайно презентацию монографии назначили на 7 ноября. Маститый ученый связал тему революции и эту дату – годовщину октябрьских событий 1917 года. Высказываясь на тему прихода к власти большевиков, он отметил:

«Иногда их называют политическими авантюристами, которые прервали демократические процессы Февральской революции. Они установили монополию одной партии, способствовали созданию тоталитарной системы, развязали кровавую гражданскую войну и так далее».

На встрече не присутствовали представители КПРФ (очевидно, им хватило субботнего митинга), иначе неизбежно возникла бы долгая и непродуктивная полемика. Впрочем, досталось от Григория Григорьевича и Временному правительству, которое за восемь месяцев у власти, по его мнению, не смогло решить ни одной серьезной проблемы, стоявшей перед страной и народом.

Ссылаясь на Николая Чернышевского, профессор сообщил, что революцию готовят не революционеры, а власть. Если она не успевает самореформироваться, то последующее обновление проходит революционным путем. В 1917 году власть оказалась брошенной, а единственной организованной силой в тот момент были большевики.

«На самом деле, парадокс состоит в том, что революция происходит не тогда, когда кто-то что-то натворил, а когда исчерпаны все иные возможности развития. Революция – это стихийное событие, которое на уровне разума находится в списке последней опции. Революция – единственное событие, которое никогда не является случайным», – уверен директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

Ученый также выдвинул предположение, что Октябрьская революция, возможно, и не завершилась, а сейчас мы находимся на очередном её этапе. В свое время во Франции и Англии этот период именовался как «реставрация», пояснил Кагарлицкий свою мысль.

Разбираясь в происхождении революции, одна из соавторов монографии Светлана Ильинская сделала вывод, что революция возникает вследствие «незаслуженной элитарности элиты». Когда этому классу даруются привилегии за выполнение определенных функций, но верхушка перестает их выполнять.

Ведущий научный сотрудник Института философии РАН Алла Глинчикова, ставшая свидетельницей митинга коммунистов, недоумевала, почему на протестную акцию пришло так мало людей:

«В ситуации, когда у нас разрушается здравоохранение и образование, когда падает уровень жизни людей, проводится политика, которая, я бы не сказала, что поддерживается всем обществом, почему люди в таком небольшом количестве так отмечают день революции? Почему они такие пассивные?
И мне кажется, что одна из причин этого – страх за последствия революции, как это было в кровавом 1917 году. Страх повторения этой ситуации играет парализующую роль для людей, для того, чтобы сейчас попытаться решить проблемы, которые перед ними стоят».

Back to top button