История

Декабрь 1965-го: Заболеваемость крещеных детей выше, чем некрещеных…

О чем писали владимирские газеты 50 лет назад

Сегодня мы пролистаем владимирские газеты 50-летней давности. Интересно, что в декабре 1965-го пресса не особо много внимания уделяла приближающемуся Новому году. Видимо, на уровне города тогда масштабных гуляний не планировалось. Зато на страницах газет нам встретилось много статей проблемной тематики. Так, владимирцы критиковали проекты новых кинотеатров, отсутствие в продаже владимирских сувениров и «дикарский обычай» крещения.

«Под лежачий камень», отрывок из статьи, опубликованной в газете «Призыв» 11 декабря 1965 года. Автор — Л.Меркулова, техник-строитель. Поясним, что речь в материале идет о владимирских кинотеатрах, в том числе о строящемся «Буревестнике» (а проспект Ленина 50 лет назад не был еще проспектом, и назывался улицей Гагарина).

(…) На мой взгляд, следует сказать несколько слов и о проекте здания. Многие из горожан побывали в новом кинотеатре «Факел», который недавно открыт на владимирских Черемушках. Он сооружен по такому же проекту. Большинство считает, что этот кинотеатр хорош для юга, но не для средней полосы. С этим нельзя не согласиться. В самом деле, куда деваться человеку, если он пришел в кино за полчаса до начала сеанса, да к тому же на улице идет дождь или стоит мороз. В кинотеатре нет ни комнаты отдыха, ни фойе, словом, ничего, кроме зрительного зала.

И вот типовой проект кинотеатра, приемлемый для условий южный районов страны, без всякой творческой смекалки решили применить во Владимире. Внести теперь конструктивно-архитектурные изменения — дело трудное. Нужны средства, разрешение Госстроя. Хлопотно. Но попытаться внести поправки в проект кинотеатра на улице Гагарина, на мой взгляд, нужно.

vwoiu ny3fu 1Объявление, опубликованное в газете «Призыв» 8 января 1965 года.

«Еще раз о сувенирах», статья в газете «Призыв», опубликована 21 декабря 1965 года. Автор — директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.Аксенова.

Недавно ко мне обратилась группа туристов из Москвы: «Как вы миритесь с тем, что близ музея продают разные пошловатые вещи, не имеющие отношения к сувенирам Владимирской земли? Ведь вы же знакомите людей с великолепными образцами искусства. А что же предлагаете нам увезти на память?»

Упрек был совершенно справедливым. Посмотрите на продукцию ларька «Сувениры». Пластмассовый маяк «Привет из Одессы», такой же «Храм воздуха. Кисловодск». Фарфоровый бочонок «Башкирский мед»… Рядом — сувениры без указания их географической принадлежности — аляповатые фарфоровые мальчишки и девчонки, посуда и полочки из анодированного алюминия, бусы и т.д. Зачем продавать все это в ларьке «Сувениры» во Владимире (кстати, и качество ряда этих сувениров весьма невысокое)? Чем руководствовались работники управления торговли?(…)

Весной этого года облисполком принял решение о проведении конкурса на лучший сувенир. Более 60 образцов поступило в жюри конкурса. Члены жюри любовались изящными блокнотиками с черной лакированной обложкой с изображением памятника — церкви Покрова на Нерли, ножами для разрезания бумаги с гербом Владимира, маленькими медальонами из папье-маше — образцами сувениров, присланными живописцами мстерской фабрики «Пролетарское искусство» Николаевым и Зуйковым. Все члены жюри единогласно высказались за тиражирование маленьких настольных филигранных знаменитых памятников, которые напомнили морозную роспись на оконном стекле — работа мастера Данилова с мстерской фабрики «Ювелир».

Очень понравились всем и закладки для книг, расшитые владимирским швом, присланные на конкурс вышивальщицей фабрики им.Крупской Катковой.

Шестнадцать образцов были отмечены премиями, кроме них еще восемнадцать были рекомендованы в производство.

По итогам конкурса облисполком обязал областное управление торговли сделать заказ на утвержденные образцы, а управление местной промышленности — обеспечить выпуск сувениров.

Казалось, дело наконец-то сдвинулось с места. Однако прошло четыре месяца, а в ларьке «Сувениры» почетное место по-прежнему занимает «Привет из Одессы».

Небольшую партию блокнотов и ножей для разрезания бумаги раскупили очень быстро. Но, надо упомянуть, что качество их было далеко не то, что у образцов, представленных на конкурс. Роспись грубее, а корешок из грубого дерматина настолько портил вид этого сувенира, что многие покупатели, повертев в руках блокнот, не решались купить его. Говорят еще, что где-то на складе лежит партия филигранных экранов.

Когда же управление торговли и управление местной промышленности приступят к выполнению решения облисполкома?

Совсем непонятную позицию в этом вопросе заняли наши всемирно известные стеклоделы. На конкурс не поступило ни одного изделия с хрустального завода. А ведь то, что продается в качестве сувениров из изделий владимирских стеклоделов, в основном, относится скорее, так сказать, к ширпотребу — рюмки, винные приборы, вазы, салатницы и прочее. Правда, второй год продаются гуси из стекла — некрасивые на большой подставке — по цене 1 рубль 50 копеек. Появились маленькие гуси из зеленого стекла (размером около трех сантиметров) с ценой, одинаковой с «большими» гусями. Почему так дорого? И неужели фантазия мастеров иссякла на этих сидячих гусиках?

Вероятно, в будущем году в наш город приедет еще большое туристов. Если мы хотим выступить приветливыми хозяевами, необходимо обеспечить продажу сувениров-подарков на память о нашей славной земле.

9xw4t l4ydg 1Объявление, опубликованное в газете «Призыв» 10 января 1965 года.

«Повторяя дикарский обычай», статья в газете «Призыв», опубликована 29 декабря 1965 года. Автор — В.Витальев.

Крещение — одно из главных христианских «таинств». Обряд этот, совершаемый над младенцами или взрослыми, свидетельствует о приобщении их к церкви. Согласно церковному учению, сущность крещения состоит в очищении от «грехов» и «вторичном рождении» для обретения «божественной благодати».

Врачи Владимирской городской санэпидстанции решили поверить, какое же влияние оказывает крещение на детей. Данные, полученные в результате исследования, были весьма тревожными. Общая заболеваемость среди крещеных детей почти в два раза выше, чем у некрещеных. (…) У детей, крещенных в церкви, диагностировались: грипп, воспаление легких, острый катар верхних дыхательных путей и т.п. И это не удивительно. Ведь священники нередко крестят детей в грязной купели, в холодной воде, в неотапливаемом помещении церкви.

Проведя бактериологическое исследование воды в купели владимирского Успенского собора, смывов с рук священников, с крестов и других церковных атрибутов, врачи обнаружили, что в «святой воде» имеется большое количество микробов — возбудителей различных заболеваний. В одну и ту же воду, как было установлено врачами, погружались шесть-семь младенцев, среди которых могли быть и больные.

Врачи городской санэпидстанции, проведя свои исследования и опубликовав полученные данные на страницах печати, убедительно доказали, что крещение представляет огромную опасность для здоровья ребенка. Однако еще больший вред обряда крещения состоит в том, что он закрепляет самые невежественные представления, прививает рабскую психологию.

При помощи этого обряда церковники пытаются внушить людям, что каждый человек от рождения запятнан «первородным грехом», который обрекает его на страдания в земной жизни. Очиститься от этого греха люди могут, якобы, только с помощью крещения. Лишь при условии совершении этого обряда, человек может считаться «истинным христианином».

Но ведь таинство крещения совсем не является обрядом, присущим только христианству. Водное омовение — это пережиток древних верований, связанных с почитанием воды, которой приписывались сверхъестественные свойства. Первобытные люди верили, что вода может очистить человека от злых духов, которые будто бы несут людям болезни, несчастья, смерть. Особенно активны злые духи были, по мнению наших древних предков, при рождении человека. Именно в это время и совершались обряды «очищения» водой.

Обряд этот в древности сопровождался различными колдовскими действиями. Колдун, омывая новорожденного, дул и плевал, веря в то, что дуновение и слюна отгоняют злых духов. Аналогичные действия совершают и сейчас участники крещения ребенка в церкви.

Таким образом, совершая обряд крещения, люди лишь повторяют древний дикарский обычай. И, конечно, никакой пользы, никакого счастья крещение не приносит человеку.

Роль этого обряда совсем другая. Он прививает родителям ребенка суеверный страх за его судьбу, веру в то, что счастье детей зависит от церкви. А именно это и нужно пастырям христовым, стремящимся всеми правдами и неправдами удержать людей под своим влиянием, влиянием мрака и мистики.

Back to top button