Андрей Цырулев: «Мы хотим сделать брендовый фестиваль велоспорта»
О делах велосипедных и большом фестивале в Суздале – в нашем четверговом интервью
Есть такая поговорка: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Вот и получается, что сейчас самое время готовить велосипеды к лету. Впрочем, для самых отчаянных, наверное, и сугробы нипочем. Даже зимой они не расстаются со своими байками.
О том, как сейчас развивается велосипедное движение на профессиональном и любительском уровнях, ПроВладимир решил узнать у председателя областной федерации велоспорта Андрея Цырулева.
- Андрей Андреевич, поговорка про то, что готовить сани надо летом, а телегу зимой, а в нашем случае – велосипед, сейчас актуальна?
- Она актуальна для спортсменов. Они не вешают велосипед. Сейчас для них начинается самая работа, декабрь-январь. Ребята вкатываются, тренируются. Бросать велосипед нельзя, люди просто снижают объемы. Профи отдыхают один месяц в году. И круглогодично готовятся к стартам.
Этот вид спорта никогда и не был особенно летним или зимним. В программе Олимпийских игр и чемпионатов мира, конечно, это летний вид. Но сейчас существует много разновидностей велосипеда, и многие люди продолжают заниматься и тренироваться, выступать в соревнованиях даже на снегу.
- Вы тоже проводили зимой старты?
- У нас традиционно более 15 лет на 23 февраля проводится первенство по зимнему велокроссу.
- Вас радует, что зимой люди продолжают кататься?
- Меня всегда радует, когда я вижу человека на велосипеде. Это замечательный вид спорта, который очень хорошо развивает сердечно-сосудистую систему. Но перебарщивать с ним не надо. До 20 градусов мороза можно смело кататься и получать удовольствие, а вот при более низкой температуре уже не стоит.
- Инфраструктура города позволяет заниматься велоспортом на профессиональном и любительском уровне?
- Я – шоссейник, и в отличии от маунтинбайка это очень сложно сейчас у нас. Сравнивая с 80-ми годами, это небо и земля. Больше стало транспорта на дорогах. Очень сложно тренироваться. Самому страшно ездить на велосипеде. Опять же мастерство водителей оставляет желать лучшего, потому много случаев травматизма, вплоть до смертельных исходов бывает на наших дорогах.
А вот маунтинбайк не требует особых условий. Главное здесь – хороший рельеф. Трассы у нас и в городе, и в области есть приличные, где мы проводим много соревнований.
- А для простых любителей покататься?
- Обычные люди, которые желают доехать от одной точки до другой, сталкиваются с теми же проблемами, что и шоссейники. Это загруженность дорог автотранспортом. Сколько ни пытались говорить о велодорожках, то, что сейчас в городе, не соответствует никаким стандартам. Я очень много ездил по Европе и видел хорошие велодорожки в Италии, Германии, Финляндии, там все для людей сделано. У нас просто идет разделение тротуара. Это неудобно. Во-первых, узко. Во-вторых, нет еще понимания у пешеходов, что это – велосипедная дорожка, и тут случается много нюансов с непониманием.
- Многие в нашем регионе знают фамилии футболистов, биатлонистов, гимнастов, а велосипедистов мало кто знает, и даже думают, что их совсем нет. Вам есть, что сказать таким скептикам?
- У нас есть команда. Область у нас велосипедная и богатая на традиции. У нас чемпион мира в индивидуальной гонке был, Сергей Жуков из Коврова. Сейчас он работает в Москве. Есть чемпионы Советского Союза и победители многих других стартов.
В этом году мы гордимся, что впервые в нашей истории Александр Фолифоров выиграл международную гонку в Сочи. Она является главным отбором на чемпионаты мира, и выиграть ее большая удача.
- Но это ведь не единственное удачное выступление в этом году?
- Александр выступал на чемпионате мира, но ему пришлось быть «гринго», работать на другого гонщика, поэтому высокого места не занял. Несмотря на это, он получил очень богатый опыт. Начало сезона у него получилось очень удачное, но затем травмировался и перенес две операции. Сейчас он восстановился и по результатам этого сезона попал в первую сборную страны, взрослую. Кстати, он в ней будет готовится к Олимпиаде.
На данный момент Александр входит в состав профессиональной команды «Русвело». Он сейчас едет в Италию, затем в Испанию и будет в этом году выступать в составе команды на Гранд-турах, таких как супервелогонки «Джиро Италия», «Вуэльта» и «Тур де Франс». Так что увидим его в трансляциях с этих гонок.
- Семейство Фолифоровых уникально для нашего региона? Ведь вся семья связана с велосипедным спортом. Антон, брат Александра, имеет все титулы на планете в велоориентировании…
- Они большие труженики. Сколько помню, они не слезают с велосипеда. Отец у них тоже является мастером спорта по велосипеду, сейчас он тренер сборной области по этому виду спорта. Это прежде всего его заслуга, что ребята так поехали. Антон Фолифоров заслуженный мастер спорта по велоориентированию, это не значит, что он не едет по шоссе. Два года назад в ЦФО он победил в групповой гонке среди профессиональных велосипедистов. А в велориентировании, это его стихия, такой человек рождается один на тысячи.
Да и в маунтинбайке в ближайших регионах лучше его не найти. Парень едет очень красиво и с ощутимым запасом всегда от второго места.
У нас есть еще Степан Курьянов. Он сейчас в молодежной сборной страны выступает. Он у нас такой, подающий надежды парень. Кстати, подрастает его брат Сергей. В этом году и он ехал на соревнованиях отлично.
А еще впервые в истории области мы попали в финал школьной Спартакиады. Заняли хорошее место, а в командной гонке стали третьими.
Кстати, все наши известные велосипедисты – из Коврова, там практически центр велосипедного спорта. Но большая проблема, что у нас сейчас нет велосипедной школы.
- Это единственное, что мешает поднять этот вид спорта на новый уровень, или еще есть препятствия, например, отсутствие трасс, где можно проводить соревнования? Я знаю, что вам и ГИБДД часто запрещает?
- Да, есть проблемы, как и в целом по стране. Полиция запрещает нам проводить какие-то большие мероприятия на шоссе. Хотя есть министерские нормативные документы, по которым мы имеем право проводить соревнования, но люди в погонах перестраховываются, и даже первенство области мы не можем провести.
А что касается школы, то она должна быть прежде всего. Это подготовка подрастающего поколения, это путевка в жизнь. И какое-то софинансирование из Москвы, потому что федерация – общественная организация, мы не можем ни в одной всероссийской программе участвовать без школы. Нам просто-напросто не могут дать деньги на федерацию, все это делается только на школу. А в российской федерации есть программы, по которым выделяют регионам велосипеды, машины-технички и оборудование. Мы, к сожалению, пока ничего получить не можем.
- А наши власти могли бы помочь, ведь губернатор тоже любит на велосипеде кататься и даже участвовала в одном из пробегов?
- Светалана Юрьевна участвовала в прошлом году в пробеге 22 июня – в память о начале войны. Это было рано утром, мы возлагали венки к вечному огню. Она с нами замечательно прокатилась.
- Уверено сидит на велосипеде?
- Уверенно. Я бы даже сказал, увереннее некоторых мужчин.
- Можно было воспользоваться случаем и попросить ее помочь велосипедному спорту?
- О помощи – пытаемся, бьемся и в нашей области, стараемся подавать заявки, в России, но все очень сложно, потому что недостаток финансирования. Дополнительных денег никто давать не будет, а это значит, придется забирать у кого-то другого и вот это большая проблема, чтобы никому не испортить жизнь и открыть свою школу.
- А в принципе, с помощью спонсоров можно было бы создать свою велосипедную профессиональную команду?
- Профессиональная команда могла бы быть. Сейчас можно привести в пример Орел. Бывший известный гонщик Денис Меньшов, который за нашу страну выступал, закончил кататься, приехал в свой город и создал свой клуб – профессиональный. Там появилась команда. Поскольку у него достаточно большие связи и в России, и в мире, к ним идет финансирование, и ребята катаются, и у них появляются результаты.
У нас хотелось бы сделать. Но сегодня есть деньги, а завтра их нет. Хотелось бы какую-то основу, государственную поддержку иметь, чтобы был хотя бы статус, все остальное смогли бы поставить на нормальные рельсы, находить финансирование. С одной федерацией это сделать очень сложно.
- А как поживает фестиваль «Велодрайв»? Ведь вы были его организатором?
- Да, это мое детище. Фестиваль очень хорошо проходил. Это была хорошая традиция. Последние два года, так получилось, я не участвовал в его проведении, и мне кажется, что уровень упал.
Мне не хотелось бы бросать эту затею. В 2016 году, сейчас уже завершились переговоры, в Суздале, в ГТК, пройдет крупное мероприятие. У него даже появились спонсоры.
Мы хотим там сделать брендовый фестиваль. Он будет проходить с 21 по 24 июля. Практически мы расширим фестиваль «Велодрайв», и там будет все, что вертится, крутится и что ездит на двух-трех колесах. Это будет и велоориентирование, и маунтинбайк, и какие-то туристические поездки и велоэкскурсии, будет вечерняя культурная программа на базе ГТК.
Опять же ретро-велосипеды у нас будут, музей велосипедов к нам собирается приехать. Мы сейчас наполняем программу, чтобы четыре дня люди, которые будут жить в комплексе или в палатке на территории комплекса, могли чем-то заняться. Сейчас мы принимаем все пожелания, все будем рассматривать и включать в программу.
Планируем провести двухдневную шоссейную гонку. Одна – индивидуальная, вторая – критериум по улицам Суздаля. Мы будем проводить эти соревнование как открытое первенство области. Уже сейчас много желающих к нам приехать, так что это будет не областной уровень, а скорее всего всероссийский. Хотим сделать, чтобы звучало, что Суздаль – велосипедный город. Как никогда это городу необходимо. Потому что приезжаешь на любой праздник, и негде машину припарковать. А если бы была возможность подъехать к городу, поставить машину, взять велосипед и кататься по Суздалю, тем более, что тяжелых горок тут нет? Получается, что это самое лучшее место, где можно развивать сейчас туристическое велодвижение.
- Знаменитости приедут на фестиваль?
-К нам обязательно кто-то приедет из федерации велоспорта России, будут семинары по развитию велосипедного сдвижения в стране. Кого-то из ребят гонщиков пригласим, сейчас ведем переговоры, чтобы рассказать и показать им, чего мы хотим добиться.