Сравнивать можно всё. Но Севастополь с Владимиром, на первый взгляд, несравнимы. Уж очень разные города, разные берега…
Хотя был один выдающийся человек, который своей судьбой навсегда сблизил Владимир на Клязьме и Севастополь на Черном море – адмирал Лазарев. Во Владимире родился, в Севастополе умер – в зените военно-морской славы, командующим Черноморским флотом.
Морская библиотека имени Михаила Лазарева.
Вот уже и общее: Владимир и Севастополь – два города адмирала Лазарева. Можно заметить и другие общие черты. Даже за те несколько дней, что удалось побыть в Севастополе.
Героические обороны
Владимир и Севастополь — это города, в истории которых ключевую роль сыграли героические обороны от врагов. И эти эпические битвы воссозданы сравнимыми художественными средствами. Во Владимире туристам показывают диораму штурма Владимира монголо-татарами, в Севастополе – два подобных произведения: панораму обороны Севастополя во время Крымской войны 1854 – 1855 годов и диораму героической обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны.
Панорама обороны Севастополя 1854 – 1855 годов.
Что еще объединяет такие отдаленные по времени обороны, так это их исход: и Владимир, и Севастополь были, в конце концов, взяты, несмотря на мужество защитников.
Князь Владимир
И Севастополь, и Владимир сохраняют визуальную память о князе Владимире Святом – Крестителе Руси. В Севастополе тоже есть ему памятник. Правда, куда более скромный, чем наш: в Севастополе князь Владимир пеший, фигура примерно в натуральную величину.
Памятник князю Владимиру Крестителю в Севастополе.
Дело в том, что приезды князя Владимира в те места были связаны не с Севастополем, а с греческим Херсонесом (по-славянски – Корсунью). Именно через Херсонес христианство приблизилось к славянским землям. Так что связь между памятниками святому князю в Севастополе и Владимире головокружительно прямая: приняв пешком христианство в районе будущего Севастополя, князь Владимир привез его верхом на коне за пару тысяч километров во Владимир. Зафиксировано памятниками!
Севастопольский князь Владимир с крестом смотрит на место, где был Херсонес (сейчас это археологический памятник и музей на территории Севастополя) и на собор в честь себя – Владимирский собор. А дальше синеет море…
Владимирский собор в Херсонесе, Севастополь.
Но не единственный Владимирский собор в Севастополе! Есть еще один Владимирский собор, в центре города. В склепе под ним и покоится адмирал Лазарев, родившийся во Владимире.
Сколько раз я уже назвал слов с корнем «Владимир»?
Кстати, Владимирский собор в центре Севастополя был построен по ходатайству самого Михаила Лазарева, который решил, что одного Владимирского собора на месте Херсонеса мало.
Вверху виден с моря Владимирский собор в центре Севастополя, усыпальница адмиралов.
В общем, если приглядеться, в Севастополе, очень много всего владимирского в разных смыслах этого слова.
Главным памятником историческому деятелю в Севастополе является памятник адмиралу Нахимову на главной площади города – тоже имени Нахимова.
Памятник Нахимову на площади Нахимова.
Ну а Нахимов-то – ученик нашего земляка Лазарева!
Памятники архитектуры
Не перестаю восхищаться, с каким вдохновением и размахом восстановлен Севастополь после войны. Судя по всему, античный дух, навеянный греческим Херсонесом, был одной из задач сталинских архитекторов. И в стиле сталинского классицизма они понастроили множество колоннад и портиков — и отдельно, и на фасадах зданий. Для меня Севастополь — город тысячи колонн.
Фасад гостиницы «Севастополь».
Там что ни дом сталинского периода в центре – то памятник архитектуры.
Колоннада на жилом доме. Севастополь.
Причем, на каждом таком доме таблички (пока на украинском языке): что за строение, когда построено, под каким номером взято на учет.
Табличка, информирующая о памятнике архитектуры.
Такую наглядную информацию — что дом охраняется государством как памятник — во Владимире на гражданских строениях редко где увидишь, разве что на храмах. Если заглянуть во владимирский список памятников архитектуры и градостроительства, там чуть ли не вся улица большая Московская от Золотых ворот до Соборной площади — сплошные памятники. А информация об этом где, кроме списка в областной госинспекции по охране памятников?
То, чего у нас нет — набережные
На севастопольской набережной.
Вроде бы бесполезно искать что-то родное на шикарных Севастопольских набережных нам, владимирцам, у которых вообще никакой набережной нет. Но и тут есть параллели и связи.
Например, в Севастополе мемориально отмечено место, где через рейд в Севастопольской бухте в 1855 году — то есть во время первой обороны города – был наплавной мост с одного берега на другой. И во Владимире до революции (и еще несколько десятилетий позже) был наплавной мост через Клязьму. Сходство с большой натяжкой, конечно, но хоть что-то.
Мемориал у начала плавучего моста в 1855 году.
Ну и еще кое-что: плывешь этак на прогулочном катерке по севастопольской бухте, гид рассказывает про главные достопримечательности. В том числе и про корабли, причаленные то там, то сям. И вдруг вижу знакомые названия: «Муромец», «Александровец», а вот и совсем близкий – «Владимирец».
«Владимирец» у Севастопольского причала.
Там еще есть «Ковровец» и «Суздалец». Все они входят в бригаду охраны водного района Севастополя. Эти корабли по какой-то разнарядке советских времен назвали в честь городов владимирской области. Зато появилась еще одна связующая ниточка сухопутного Владимира и морского Севастополя.
Театр имени Луначарского
Это я не про Владимирский драмтеатр, а про Севастопольский. Он там назван именем того же Луначарского, что и театр во Владимире.
Афиша Севастопольского драмтеатра имени Луначарского.
Но здание совсем не похоже на владимирское. Театр в Севастополе – это очередное торжество классицизма с колоннами.
Здание Севастопольского драмтеатра имени Луначарского.
Говорят, два театра имени одного Луначарского, Владимирский и Севастопольский, – собрались ставить и играть один спектакль на военно-морскую тему — «Леди Гамильтон».
Численность жителей
Казалось бы, знаменитый город-герой, база Черноморского флота, должен быть очень большим. И действительно, территория города чрезвычайно обширна – до 1000 квадратных километров. В нем непросто ориентироваться. В центре помогают большие карты на остановках.
Большие карты на остановках помогают ориентироваться в центре Севастополя.
Между микрорайонами там есть большие незаселенные промежутки или вообще участки моря. Так что по площади Севастополь даже больше Киева с его тремя миллионами жителей.
А вот по населению у Севастополя – наш размерчик, чуть более 380 тысяч жителей, ненамного больше, чем во Владимире. И это тоже сближает два таких разных города.