Ирина Михеева: «На рынке пассажироперевозок осуществляется законное рейдерство»
Интервью с руководителем владимирской фирмы-перевозчика
Ситуация на владимирском рынке пассажироперевозок в последнее время напоминает войну. Как водится, в ней участвуют две стороны, у каждой — своя правда и свои цели, а страдают от этого мирные граждане. Неравнодушные владимирцы пытаются как-то изменить положение, переломить ход войны в свою пользу, пишут петиции президенту, готовят акции, но принесет ли это все необходимый им результат? Об этом мы поговорили с генеральным директором двух фирм-перевозчиков — ООО «Виктория» и ООО «АТП Траст» Ириной Михеевой. Раньше она работала юристом компании «АТП Лайн-Траст» и на протяжении последних трех лет защищала предприятие от нападок городской администрации. Так что опыт «боевых действий» у нее имеется.
«На рынке пассажироперевозок чудес не бывает»
— Ирина, давно вы стали возглавлять компании-перевозчики?
— Если говорить об ООО «Виктория», то эта фирма осуществляет свою деятельность с 1 июля 2015 года. Мы арендовали у «АТП Лайн-Траст» технику, производственную базу и начали перевозить пассажиров. Компания обслуживает те же самые маршруты — 2ст и 8ст. «Лайн-Траст» пока прекратил деятельность, но не ликвидировался. Другое же предприятие — «АТП Траст» — получило лицензию в сентябре. Нас детально проверяли специалисты и признали, что компания соответствует лицензионным требованиям.
— И сейчас вы участвуете в конкурсе по пятому маршруту?
— Да. Как претендент на обслуживание «пятерки» мы заявили 25 транспортных средств и предложили тариф ниже, чем наш оппонент. Но у нас есть конкурент — тезка одной из наших компаний ООО «Виктория». Некоторые считают, что «Экипаж», который сейчас ездит по маршруту, не заявился, но чудес не бывает. Мы уверены, что конкурирующая с нами «Виктория» — это аффилированная фирма с теми, кто сейчас обслуживает «пятерку». В любом случае они заявили на конкурс 13 автобусов, т.е. в 2 раза меньше, чем у нас, а стоимость проезда у них выше. Поэтому мы надеемся, что конкурсная комиссия оценит заявки по справедливости.
— «Бигавтотранс», наверно, на это тоже надеялся, а в итоге «АДМ» получила 10 баллов преимущества за использование газомоторов. В вашем случае это будет учитываться?
— Действительно, наш оппонент предоставил на конкурс документы о переоборудовании своих автобусов под газомоторное топливо. Однако мы заказали судебную экспертизу, поскольку газомоторное и газодизельное топливо — это не одно и то же. Использовать газодизельные двигатели в городском цикле нецелесообразно, поскольку при их работе задействуется всего 10% газа. Экологичности в принципе никакой нет. Кроме того, полностью переоборудовать машину под газомоторное топливо стоит 280 тысяч рублей, за один автомобиль. Поэтому, по нашим данным, у наших оппонентов на их автобусах установлены муляжи стоимостью 15 тысяч. Фактически они ездят не на газу и коптят черным дымом.
Нам тоже предлагали сделать нечто подобное, но мы отказались, поскольку считаем, что это нечестно и ни к чему. Если у нас высший класс экологической безопасности — Евро‑5, то смысла нам что-либо переделывать нет. Хочется верить, что конкурсная комиссия все это учтет, всех оценит по достоинству и вынесет справедливое решение.
— А если этого не произойдет?
— Если мы получим более низкие баллы по причине предвзятого отношения или нарушений в работе комиссии, то, конечно, будем обращаться в суд и иные контролирующие органы. Опыт в этом вопросе у нас имеется приличный.
— Вы уже пару лет судитесь с чиновниками за свое право перевозить пассажиров. Есть какие-то успехи?
— Скажу по этому году. С апреля месяца сотрудники ГИБДД и городского отдела транспорта практически ежедневно останавливали наши маршрутки и составляли протоколы об административных правонарушениях по пункту 10 статьи 10 соответствующего областного закона. На основе этих протоколов инспекция административно-технического надзора выписывала нам штрафы по 20 000 рублей каждый. Сейчас таких постановлений на две компании около ста — на общую сумму примерно 2 млн рублей. Все эти протоколы мы обжалуем, поэтому постановления не вступили в законную силу.
На наш взгляд, пункт 10 статьи 10 закона «Об административных правонарушениях во Владимирской области» притянут за уши под наш случай. Областной суд признал эту норму противоречащей федеральному законодательству, но губернатор обжаловал решение в Верховном суде. Пока что дата рассмотрения неизвестна, но мы уверены, что и эта инстанция встанет на нашу сторону.
«Во Владимире была идеально налажена транспортная структура»
— Сейчас в городе сложилась крайне напряженная ситуация с пассажироперевозками.
— Это называется, что перевозчиков просто довели.
— Фактически ведь это противостояние транспортников с мэрией, эта «война» началась с вашего случая.
— Да, нам в 2013 году горадминистрация поменяла маршруты, которые обкатывались 15 лет. Взамен нам предложили совершенно бессмысленную и ненужную схему, хотя любой перевозчик, который реально смотрит на жизнь, понимает, что эти маршруты нерентабельны, неинтересны и неудобны горожанам. К примеру, «двойка», вместо того чтобы ехать на вокзал кратчайшим путем, зачем-то должна была делать ненужную петлю через Перекопский городок и Студеную гору. Основным пассажирам — студентам — это неудобно. «Восьмерку» вообще заставили ездить до поворота на Точмаш.
Результатом этих действий мэрии стало следующее: мы попросту отказались участвовать в конкурсе на измененные маршруты и продолжили ездить по своим, зато выигравшая лот фирма-перевозчик (ООО «Экипаж» и ООО «Экипаж плюс» — ред.) уже два года фактически не обслуживает ни то, ни другое определенное чиновниками направление. Видимо, тоже понимают, что данные маршруты нерентабельны. И кстати, никаких санкций против компании, нарушающей договор, не предпринимается. Зачем же было менять то, что складывалось и отрабатывалось на протяжении 15 лет? Возможно, затем, чтобы новый перевозчик занял нишу, а затем вернулся на старые, рентабельные, отработанные маршруты. То есть это была попытка вытеснить нас с рынка.
— И сейчас эта политика продолжается?
— Сегодня ситуация достигла своего пика. И перевозчики, и контролирующие органы прекрасно понимали, что это произойдет. Работающие в этой области специалисты сами признают, что у нас в городе была идеально налажена транспортная структура. А в настоящее время добились того, что люди стоят на остановках и не могут уехать на работу. Все это всколыхнуло общественное мнение.
— По-вашему, горадминистрация не понимает, что творит, или делает это намеренно?
— Ситуация показывает, что просто лоббируются интересы определенных перевозчиков. Им предоставляется преимущество, для них создается конкурсная документация, предоставляя им выгодные условия и заведомо определяя победителей конкурсов.
— То есть конкурсы проводятся фиктивно?
— Так я не могу сказать. Формально все делается по закону, однако получается так, что определенные перевозчики, выступая в конкурсе, заведомо знают, что именно они встанут на разыгрываемые маршруты.
— Наверно, и чиновники это знают.
— Возможно. К слову, за неделю до транспортного коллапса, 2 декабря, в Белом доме прошло совещание. На него пригласили представителей «АДМ», «Владимирпассажиртранса», «Экипажа» и ИП Трегубова — определенную группу перевозчиков. Ни нас, ни «ПОАТиС», ни «Бигавтотранс» туда не позвали. По нашей информации, на совещании контролирующим органам вице-губернатор поставил задачу бороться с так называемыми опальными, нелегальными перевозчиками, искать и находить у них какие-либо нарушения. По сути, загнобить, замучить, закошмарить, достать до того, чтобы мы сами просто встали и ушли.
— Кто вам сообщил о тайном совещании? Доброжелатели?
— Есть много людей, которые, занимая определенные должности, все прекрасно понимают, но боятся за свои места. Во время проверок перед нами всегда извиняются, говорят, что душой за нас, но должностные обязанности не позволяют действовать иначе. Приказ есть приказ. А мы только нападки отбиваем и пытаемся защитить наших водителей, которые, конечно, болезненно реагируют. Да и пассажиры страдают.
«Уничтожение компании-перевозчика — как убийство ребенка»
— Вы никак не взаимодействовали с Бигановым? Не обсуждали совместный план действий?
— Я лично не обсуждала. К нам никто не обращался, да и у нас ситуации немного разные. Каждый сейчас действует, исходя из той ситуации, в которой он оказался. Если у Биганова отжимают бизнес путем конкурсов, то у нас просто поменяли маршруты.
— Сейчас руководство «Бигавтотранса» вроде как ведет переговоры с Белым домом. Вы думаете, они приведут к какому-то положительному результату?
— Пока сложно о чем-то говорить. Однако подобные конфликты между властями и перевозчиками происходили и в других регионах — скажем, в Ивановской области. Там перевозчики даже стояли у стен областной Думы, просили их услышать, писали президенту. В Иваново приезжали высокопоставленные чиновники из транспортной инспекции. В первый день они послушали перевозчиков, во второй — сходили в обладминистрацию, и после этого перевозчиков уже никто не слушал. Вот и мы также везде писали, но нам в ответ только отписки приходили.
— То есть петиция в адрес президента, которую подписали более 7000 владимирцев, не повлияет на ситуацию?
— Не могу сказать. В 2013 году мы ведь тоже за пару дней собрали 3000 живых подписей граждан, которые просили не менять маршруты №2 и №8, не убирать с них «Лайн-Траст». Мы ходили в горадминистрацию с этими подписями, показывали их в судах, но никто из чиновников на них не отреагировал. Конечно, очень хотелось бы, чтобы у нас наладилась структура, и все вернулось в свое русло. Ведь несколько лет назад никаких вопросов к перевозкам не было, все ездили спокойно, каждый возил своего пассажира. Сейчас же начались упреки — «вы увезли моего пассажира». Те, кто так говорят, вообще не сталкивались с общественным транспортом и никогда на нем не ездили. Поэтому я советую чиновникам выйти из дорогих иномарок и иногда посмотреть на народ. Люди-то в чем виноваты?
— Но если переговоры, петиции и пикеты ни к чему не приведут, что тогда делать?
— Конкретно по нашей ситуации, мы считаем, что вправе создавать и обслуживать свои маршруты. У нас есть лицензия, поэтому назвать нас нелегальным перевозчиком нельзя. Но с точки зрения чиновников, если они действительно захотят изменить ситуацию, то для начала стоит созвать общее собрание перевозчиков, сесть за стол переговоров и определиться: нельзя топтать то, что создавалось годами. Ведь и за нашим предприятием, и за «БАТ», и за «ПОАТиС» стоят люди, которые давно там работают. Куда они пойдут, если перевозчиков растопчут? В «АДМ» они не станут устраиваться из-за принципа.
Если мэрия хочет пристроить на владимирский рынок нового перевозчика, то можно вспомнить, как расширился город: появились новые микрорайоны — 8‑ЮЗ, Веризино, Шепелево, Лунево и пр. Отдайте эти маршруты новому перевозчику. Но ведь выбирают самые выгодные, самые накатанные и самые отработанные маршруты. А люди мучаются.
— Так называемым «опальным перевозчикам» сейчас несладко приходится. Они вынуждены воевать за каждый маршрут. А как известно, у войны не женское лицо. Вам как первой женщине-руководителю на этом рынке тяжело справляться?
— Группа компаний, в которую входят и руководимые мной предприятия, имеет отлаженную, хорошую структуру, сплоченный, дружный коллектив, который понимает сложившуюся ситуацию и поддерживает друг друга. И всегда проще работать, когда знаешь, что справедливость на твоей стороне, что ты поступаешь по совести, не делая подлых шагов. Вокруг нас сейчас царит вопиющая несправедливость. На рынке пассажироперевозок осуществляется законное рейдерство. Перевернув закон, пытаются отнять то, что люди строили годами.
Вы говорите, у войны не женское лицо? Есть другое выражение — на войне и в любви все средства хороши. Если надо воевать, мы будем воевать и отстаивать свою позицию. На протяжении последних лет мы это доказали. Наша компания не побоялась пойти в суд, чтобы отменить областные законы, обжаловать постановления. А что делать? Нашу организацию я могу сравнить с ребенком. Вот когда ты вырастил ребенка, вложил в него душу, воспитал его хорошим, а к тебе приходят и говорят — давай твоего ребенка убьем? Потому что кому-то он не понравился, кто-то привел за ручку своего. Вот и все, что сейчас происходит.
— Напоследок задам вопрос, который волнует всех пассажиров. Изменится ли стоимость проезда в ваших маршрутках?
— По пятому маршруту мы предложили экономически обоснованный тариф — 14 рублей. Сейчас желтые «богданы» возят владимирцев за 18 рублей. Что касается 2ст и 8ст, то пока стоимость проезда в них — 16 рублей, но мы еще не просчитывали, нужно ли ее изменять. Все зависит от результатов конкурса и дальнейшей ситуации на рынке перевозок. Нас очень хотят выжать, и мы не знаем, что будет дальше. И хотя в последнее время мы заняли больше оборонительную, чем атакующую позицию, мы будем бороться до конца.