Главная надежда четвертой русской революции – Путин?
Могут ли «великие потрясения» стать залогом «великой России»?
Я долго думал, стоит ли писать этот текст сейчас и писать ли его вообще. Ведь столетие двух великих революций – Февральской и Октябрьской – еще только через год. Однако поразмыслив, пришел к выводу, что в ситуации, когда все в стране стремительно катится к чертям, у России и у нас, ее граждан, нет времени на медлительность и ожидание. Ближайшие два-три года для нашей страны будут судьбоносными. Россиянам, нашему поколению, предстоит сделать самый важный в своей жизни выбор, который определит, будет ли государство и дальше скатываться в пропасть или же начнется его возрождение. А помочь определиться в выборе может как раз опыт 1917 года.
Революция, или подъем с переворотом
Те, кто не желает вдаваться в спор о терминах и оценку исторических событий, может сразу перейти к следующей части статьи. Однако, чтобы понять, о чем я говорю и почему я так говорю, советую прочитать и этот раздел.
Сегодня обе революции 1917 года очень часто называют переворотами. Мол, ничего существенного не произошло, просто сначала одна группа людей захватила власть, а потом другая. И разумеется, все это привело к катастрофическим для страны последствиям, с которыми Россия и разбиралась весь 20‑й век, пока в 90‑е годы не встала на путь исправления и не вернулась в лоно западной цивилизации.
По правде говоря, так рассуждать, на мой взгляд, могут только невежественные, ограниченные люди, фанатики или прохвосты, которые манипулируют историей в своих политических целях. Никакой связи с реальностью эта версия событий не имеет. Если разбираться в вопросе, то окажется, что переворот действительно является простой сменой политической и верхушки экономической элиты при сохранении существующей в обществе системы отношений.
Ярким примером тому являются дворцовые перевороты 18 века в России, когда императоры и императрицы свергали друг друга, но на положение дел в стране это особо не влияло. Или так называемые цветные революции начала 21 века, которые являются чистой воды переворотами. Такой произошел на Украине в 2014 году, когда одного президента-олигарха сменил другой президент-олигарх, но никаких существенных изменений при этом не произошло.
Настоящая же революция – это не просто одномоментная смена власти (ее, кстати говоря, может и не быть вовсе), но те реформы, коренные преобразования, которые происходят после нее. Следуя логике «переворотников», события 1905 года вообще не являются революцией, поскольку монархия тогда не пала. Но в результате бунтов возникла Государственная Дума. По сути, федеральная законодательная ветвь власти обязана своим существованием тем, кого сейчас назвали бы «болотниками», «иностранными агентами», «врагами государства».
Итогом Февральской революции стало падение монархии (она подвела черту трехсотлетней череде европейских буржуазных революций). А в результате Великой Октябрьской революции произошли кардинальные преобразования во всех сферах общества: прежде всего, была сформирована современная система управления государством, избирательная и социальная система, культурная и образовательная политика. Наконец, сменился правящий класс. Кто был никем, тот стал всем.
Настоящая революция – как бы это парадоксально не звучало – не разрушительный, а созидательный процесс, который воплощают в жизнь альтруисты, движимые не злобой и местью, а любовью к Родине и своему народу. И доказательством тому служит простой факт: практически всем, что мы сегодня оцениваем как должное – право голосовать на выборах, социальные пособия, пенсия, бесплатное образование и медицина, гарантированный отпуск, восьмичасовой рабочий день и т.д., – мы обязаны революционерам, которых сегодня принято поносить и оскорблять.
Об айфонах и ретроградах
Как я уже сказал, последние 25 лет в нашей стране принято очернять все, что связано с революционным движением в России. Мол, протестовали только проплаченные Западом тунеядцы, которые не хотели замечать достижений царского режима. Собственно, за сто лет риторика противников революции не поменялась. Еще в 1912 году газета «Правда» писала о Ленском расстреле рабочих: «Еще день-два, и появятся сообщения, что Ленские рабочие бастовали на американо-еврейские деньги». Ничего не напоминает?
Наличие сторонников революционных преобразований и их противников естественно. Ведь если сейчас руководство страны (предположим) начнет проводить кардинальные реформы, тоже поднимется волна возмущения со стороны тех, кто и сейчас хорошо живет. Я говорю о власть имущих. Напомню, что слово «власть» происходит от глагола «владеть». Кто владеет землей, ресурсами, производством, тот и руководит страной. Поэтому настоящими правителями России сегодня являются не «Единая Россия», не правительство и не президент, а класс капиталистов, олигархи, которые, впрочем, и являются единороссами, министрами и президентом.
Разумеется, олигархам хочется как можно дольше сохранить нынешнее положение дел, когда можно без проблем наживаться на простом народе. Потому через подконтрольные им СМИ и внушается населению, что любые протесты – это зло, что они ведут к разрушению страны и войнам и что бороться за свои права можно только за западные деньги.
Такая логика не просто смешна, но ущербна. Противники изменений забывают, что революция является естественным путем развития, наравне с эволюцией. В результате революции в природе появился человек, итогом революции в технике стало появление компьютеров, роботов и всевозможных гаджетов. Но почему-то человека, который нас призывает отказаться от «айфонов» и вернуться к дисковым телефонам, мы считаем дураком, но зато прислушиваемся к тем, кто агитирует отказаться от достижений революции и вернуться к состоянию страны до 1917 года.
Собственно, очернение героев революции – не только наша беда. Оно было и на Западе. Вот что писал историк 19 века Жюль Мишле об оценке его современниками Великой французской революции:
«В течение полувека все правительства твердят ему (народу), что революционная Франция, в которую он верит, чьи славные традиции хранит, была нелепостью, отрицательным историческим явлением, что все в ней было дурно. С другой стороны, Революция перечеркнула все прошлое Франции, заявила народу, что ничего в этом прошлом не заслуживает внимания. И вот былая Франция исчезла из памяти народа, а образ новой Франции очень бледен… Неужели политики хотят, чтобы народ забыл о себе самом, превратился в tabula rasa? Как же ему не быть слабым при таких обстоятельствах?».
И снова – ничего нового. Вот только Запад переболел этим вирусом отрицания. Европейские страны признали право каждого народа на смену власти, не защищающей его интересы, не отвечающей потребностям большинства. А в американских государствообразующих документах (декларации независимости и конституции) это право переходит в статус обязанности – обязанности граждан бороться против деспотичной власти. Неужели там понимают то, чего не хотим видеть мы: что революционное движение – это высшее проявление народного самосознания и патриотизма? Когда-то Антон Чехов призывал сограждан каждый день по капле выдавливать из себя раба, а сегодня провластные СМИ регулярно нас питают этим рабским пойлом, которое мы хоть и через силу, но пьем и считаем это в порядке вещей.
Не то, что нынешнее племя…
В заголовок третьей части блога вынесена строка из стихотворения Лермонтова «Бородино», но начать этот раздел правильнее с другого четверостишия великого поэта: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно».
Антисоветская головомойка, длящаяся уже четверть века, принесла свои плоды. Сегодня в России нет даже намеков, даже зачатков какого-либо революционного движения (сразу поясню – имею в виду не деятельность, направленную на насильственную смену правящего режима, а движение, имеющее своей целью проведение в жизнь прогрессивных, а потому революционных изменений). Так называемые сегодняшние «революционеры» – будь то леваки или либералы – если о чем и грезят, то только о перевороте по украинскому сценарию. Все их стремления ограничиваются одним лозунгом – «Россия без Путина». При этом они даже не задумываются, какой будет «Россия без Путина» и нужна ли «Россия без Путина» (не личности, а сильного правителя, способного принимать волевые решения).
Настоящая революция невозможна без идеологии – системы идей, идеалов и отношений. Как бы кто ни относился к большевикам, но они во главе с Лениным проделали колоссальную работу. Они создали образ будущей России и сумели влюбить в него большинство населения. Именно в этом и состоит главная историческая заслуга Ильича, которая емко выражена в строке советского гимна: «И Ленин великий нам путь озарил». «Вождь мирового пролетариата» озарил путь и россиянам, и всему человечеству, показав идеал справедливого общества, к которому нужно стремиться и за которое нужно бороться.
Никакой идеологии, которая могла бы объединить людей, поднять на борьбу, сегодня нет. Есть только пара идей, которые разделяет большинство граждан, – это «борьба с коррупцией» и «честные выборы». Но даже по реализации этих предложений ведутся ожесточенные споры. Нынешние «революционеры» ведь не проработали вопрос о реформе избирательной системы. Воплощением зла и источником всех бед для них является Путин, но что делать, если вдруг они сами придут к власти, они не знают.
Помимо этого, не выдвигается никаких социальных и экономических требований. Лозунг «Россия без олигархов» объединить нынешних «борцов», спонсируемых теми же олигархами, не может. Другое требование, которое могло бы стать востребованным и актуальным – «Вся власть – Советам!», тоже не прорабатывается. К сожалению, сегодня Советы, Заксобрания и Госдума, по сути, перестали быть органами народного представительства. Нужна серьезная реформа, чтобы вернуть им первоначальное предназначение и доверие, но и здесь конь не валялся.
Более-менее стройные программы преобразований есть у политических партий, но их воплощение остается пока уделом мечтателей и закоренелого партактива. Но даже если будет привлекательная для населения программа, то возникнет другая проблема – отсутствует «движущая сила революции», т.е. сплоченная и организованная, решительная и массовая группа людей, осознанно борющихся за реализацию своих предложений. Перспектива, с какой стороны ни посмотри, не веселая.
Кто, если не Путин?
Единственная надежда на революционные преобразования в России – как бы это парадоксально не звучало – является действующая власть. Причем надежда как для оптимистов, так и для пессимистов. Ни для кого не секрет, что главной причиной всех революций является политика правящего режима. Именно царская власть стала источником трех русских революций, а не какая бы то ни было подрывная деятельность большевиков, эсеров и либералов. И сегодня, если что в стране и произойдет, то виновником тому будет не Запад, не США, а «Единая Россия», правительство и президент. Так что пессимистам даже делать ничего не надо – просто ждать, пока власть сама не сформирует в России революционную ситуацию.
С оптимизмом – все сложнее. Как известно, существуют не только революции снизу, но и революции сверху. Революционные, прогрессивные преобразования может осуществить и действующая власть. Но для этого в обществе должен созреть запрос на реформы, причем этот запрос должен быть не только осмыслен, но и оформлен – в виде петиций, законопроектов и массовых уличных акций. И здесь единственная, хоть и очень блеклая, призрачная надежда – на Путина. Политологи, типа Александра Проханова, на то и рассчитывают, что президент, почувствовав необходимость преобразований, созревший в обществе запрос на них, вернет-таки Россию на путь развития. Вопрос в том, позволит ли ему это сделать настоящая «власть».
В том, что Россия сегодня оказалась в тупике и стремительно падает в пропасть, виноват каждый из нас. Это мы позволили элите грабить нас и творить бесчинства. Для особо бдительных читателей из специальных органов повторю: я ни в коем случае не призываю к свержению действующей власти. Более того, считаю, что переворот стал бы наихудшим сценарием развития ситуации, который вверг бы страну в еще больший хаос и в еще большую пропасть. Идеальным вариантом – за что я и ратую – стали бы революционные изменения, проведенные конституционным, легитимным, законодательным путем. Не стоит Россию опять доводить до положения, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Необходимость реформ назрела, и они обязательно осуществятся.
Как бы то ни было, повторюсь: ближайшие два-три года станут судьбоносными и определяющими для нашей страны. Если ничего не предпринимать, то юбилей двух великих революций, которого так боится власть, может стать не просто знаменательным событием. В любом случае будущее России зависит от нас. Мы, наследники трех революций, не забыли прошлое, но именно в наших руках – настоящее и будущее государства. Либо мы сохраним и преумножим достижения предков, либо грош нам цена!