Выборы-2016 во Владимирской области: диспозиция сил
Политические расклады на старте нового федерального избирательного цикла
Нынешний год – год начала нового федерального избирательного цикла. В сентябре нам предстоит выбирать депутатов Госдумы.
Напомню, сейчас в ГД находятся пять представителей Владимирской области: Григорий Аникеев и Игорь Игошин от «Единой России», Виктор Паутов от КПРФ, Виталий Золочевский от ЛДПР и Ольга Красильникова от «Справедливой России», получившая мандат «в наследство» от Антона Белякова, который был направлен Светланой Орловой представлять её в Совете Федерации.
«Великолепная пятерка и вратарь», подобострастно пошутил при мне один из провластных редакторов, имея в виду под вратарём Светлану Орлову. Однако теперь ситуация, очевидно, изменится, и первые контуры изменений уже начинают проступать на политическом ландшафте Владимирской области.
Во-первых, как вы наверняка знаете, с этого года снова меняется принцип формирования Госдумы – в нее возвращаются одномандатники, отказ от которых в пользу партийных списков случился в 2005 году. О причинах нового разворота уже сказано и написано довольно много. Очевидно одно – «партия власти» сомневается в свои силах и может быть уверена в сохранении большинства в ГД только при возврате индивидуальных участников избирательного процесса.
Кроме того, напомню, что депутат Аникеев в 2011 году «пролез в Госдуму не целиком» – часть голосов для прохождения ему добавили соседние регионы, где довольно высокий результат был отдан «Единой России». Маловероятно, что в нынешнем году ситуация повторится. Скорее, будет наоборот – и Владимирская область может стать донором голосов для менее успешных соседей-«медведей» (часть голосов владимирских избирателей, отдавших свой голос за партию власти, уйдет в соседние регионы).
Таким образом, по спискам в Госдуму от Владимирской области пройдут два представителя партийных списков и два победителя в одномандатных округах.
С последними, кстати, всё более-менее понятно. От «Единой России» два округа поделили между собой Григорий Аникеев и Игорь Игошин, об этом можно судить по их возросшей активности. Они отказались от борьбы за списочные места и уже начали «окучивать» своих будущих избирателей. Оба этих кандидата достаточно хорошо обеспечены финансовым и организационным ресурсом. На Игоря Игошина будет работать непосредственно штаб владимирской «Единой России», а Григорий Аникеев, судя по всему, от партии возьмет только само выдвижение. Во всём остальном он, вероятно, будет полагаться на свою структуру «Милосердие и порядок», а также на приезжих политтехнологов, некоторые из которых уже были замечены в регионе.
Основные конкуренты Игошина и Аникеева на округах, без сомнения, – представители КПРФ. И дело тут вовсе не в самой партии или активности ее членов. Дело в кризисе, в который погрузилась экономика, и в том протестном потенциале, который этот кризис неизбежно генерирует. Протестные голоса должны куда-то уходить. Чем ярче окажутся кризисные явления, тем более вероятно, что недовольные властью владимирцы и жители области не станут по привычке «голосовать ногами», а всё-таки придут на участок.
Но насколько можно судить по обрывочным данным, доходящим до нас из оппозиционных штабов, переговорный процесс застопорился в самом начале, и на данный момент невозможно проследить конфигурацию лагеря протестного голосования. Из-за своей нерасторопности и неумения договариваться владимирские оппозиционеры уже теряют очки, предоставив пустую предвыборную поляну «медведям», на которой те, в свою очередь, уже резвятся не первый месяц.
Так, например, КПРФ необъяснимо долго не разыгрывает свой главный региональный козырь – фигуру бывшего губернатора Николая Виноградова. На фоне растущего недовольства действиями Светланы Орловой и ее окружения, фигуру Николая Владимировича нужно было бы выводить в самый разгар «транспортного передела» в областном центре. Ностальгические и даже консервативные акценты вполне могли сделать его в глазах избирателя лучшим критиком действующего губернатора и, следовательно, отличным фронтменом всей будущей кампании, который отлично смотрелся бы во главе партийного списка. Соревноваться с Игошиным и, тем более, Аникеевым опытный Николай Виноградов явно не станет, прекрасно понимая, что на этой поляне можно потратить большое количество ресурсов и все равно проиграть, потому как у конкурентов явное ресурсное преимущество.
Тем не менее выдвижение одномандатных кандидатов от оппозиции, конечно, состоится. Основную конкуренцию Игорю Игошину, вероятно, составит опальный предприниматель Александр Филиппов. Причем здесь не исключены сюрпризы. Например, выдвижение Филиппова от КПРФ. Конкурента же Григорию Аникееву оппозиция, скорее всего, будет искать среди федеральных фигур – только такой ход позволит им надеяться на сколь бы то ни было значимый результат в этом противостоянии. Кроме того, консультанты критиков власти не устают напоминать своим клиентам, что до сих пор существует вероятный сценарий, согласно которому Григорий Викторович может сняться с предвыборной гонки ради того, чтобы занять место губернатора с приставкой «и.о.» и с дальнейшими перспективами от этой приставки избавиться. Наступление такого сценария, разумеется, возможно только в случае отставки Светланы Юрьевны – по решению Москвы или, например, «по состоянию здоровья» (хотя оба этих события могут произойти одновременно).
Очевидно, что оппозиции крайне важно договориться между собой, чтобы не размывать протестные голоса.
Аникеву и Игошину же, наоборот, очень сильно сыграет на руку разрозненность в рядах критиков власти. Ещё большей удачей для единороссов в одномандатных округах станет появление там «темных лошадок», которых могут выдвинуть представители так называемой «несистемной оппозиции» из ПАРНАСа или даже «Яблока». Сегодня системная оппозиция находится примерно в той же позе по отношению к первым лицам страны и региона, что и актив «партии власти». Разница, пожалуй, состоит только в том, что единороссы старательно «вылизывают», а системные оппозиционеры «державно покусывают» властный филей. Появление «несистемщиков» значительно ослабит позиции кандидатов от КПРФ, СР и ЛДПР и придаст предвыборной гонке давно забытую остроту.
Несмотря на то, что пока перспектива выдвижения несистемных кандидатов не прослеживается, кампания находится только лишь на своём старте и всё может поменяться.
Если говорить о партийных списках, то предвыборная борьба носит здесь пока преимущественно внутрипартийный характер. Я уже упоминал, что КПРФ по какой-то непонятной причине медлит с объявлением главной фигуры списка. Похоже, внутри обкома нет единого мнения и позиции по отношению к фигуре бывшего губернатора. Оно и понятно – вне зависимости от ФИО на первом месте партсписка коммунисты имеют отличные шансы провести своего кандидата в Госдуму, и сейчас за это гипотетическое кресло, можно предположить, идет нешуточная драка.
Остальные представители системной оппозиции, вероятнее всего, будут работать исключительно на федеральную часть своих партийных списков, не рассчитывая на сохранение за собой депутатских мандатов в следующем созыве Думы. Однако не исключено, что они войдут в различного рода микро-альянсы с наиболее явными победителями, в надежде на дополнительные «утешительные призы». Например, в виде назначения на некие теплые должности.
Не менее сложная ситуация, насколько можно судить, сложилась и в «Единой России». К чести «медведей» стоит отметить, что они довольно объективно относятся к своему потенциалу и прекрасно понимают, что смогут получить от нашего региона только одно «списочное» кресло в парламенте. Именно за это кресло, видимо, развернулась основная баталия, в которую включились и губернатор области, и представители «партийной номенклатуры», и даже московское руководство единороссов со Старой площади.
Светлана Орлова, судя по всему, продвигает на первое место в списке своего главного фаворита последнего времени – депутата Заксобрания, владельца заводов, кинотеатров, автобусов и много чего еще, ювелира Сергея Авакяна. Эта активность неизбежно должна вызывать раздражение у владимирского истеблишмента, который весьма недоволен тем, с какой интенсивностью Сергей Грачевич заполняет собой экономическое и политическое пространство региона. Однако своего кандидата внутрипартийная «медвежья» фронда то ли не может, то ли не хочет выдвигать, предпочитая из-за угла ставить палки в колёса политического «орлобуса».
Что же касается позиции «Москвы», если я правильно понимаю логику федерального центра, то она состоит в том, что выдвижение Сергея Авакяна имеет сразу два значительных минуса.
Во-первых, фигура кольчугинского предпринимателя уже успела обзавестись довольно приличным антирейтингом, особенно в областном центре. В случае выдвижения от партии власти, Авакян непременно поделится им с «Единой Россией», что противоречит интересам «Москвы».
Во-вторых, выдвижение протеже Светланы Орловой во главе списка «партии власти» значительно усилит позиции самого губернатора, чего федеральный центр явно не хочет, учитывая и саму фигуру Светланы Юрьевны, и то, что следующие губернаторские выборы, скорее всего, пройдут в 2018 году и совпадут с президентскими. Тогда «Москве» необходимо будет иметь во главе региона устойчивую, вменяемую и лояльную центру политическую фигуру, а усиление веса, как правило, плохо влияет на вменяемость и лояльность.
Вероятно, представители федерального руководства партии предложат собственную фигуру из-за пределов региона, которая будет не усиливать позиции Светланы Орловой, а наоборот, служить постоянным жупелом и напоминанием того, что «незаменимых людей у нас нет».
В любом случае выборы федерального уровня всегда были и будут сопряжены с перекраиванием картины регионального политического и околополитческого пространства, поэтому «ПроВладимир» планирует внимательно следить за их подготовкой, рассказывая читателям все самое интересное из мира политического подковёрья.