Владимирцы стали активнее покидать нашу область
Уроженцы региона все чаще предпочитают другие субъекты России
ПроВладимир продолжает изучать доклад о «Социально-экономическом положении Владимирской области за январь 2016 года», опубликованный на официальном сайте Владимирстата. Позавчера мы сообщили о падении уровня пассажирских перевозок на городских автобусах, а сегодня поговорим о демографии.
33‑й регион, как известно, находится по демографическим показателям в числе худших по стране. Вот уже долгие годы население Владимирской области убывает. Исправить это не смог ни губернатор-коммунист Николай Виноградов, ни Светлана Орлова. Владимирцев с каждым годом становится все меньше, причем не только по естественным, но и по экономическим причинам.
В 2015 году естественная убыль населения области составила 6904 человека. По сравнению с 2014 годом, этот показатель лучше: тогда количество жителей уменьшилось на 7531 человека. За прошлые 12 месяцев родилось на 475 детей больше, чем за позапрошлые, а умерло на 152 гражданина меньше. При этом количество браков и разводов тоже сократилось.
Чаще всего в нашем регионе рожают в июле и августе, а хоронят – в январе и марте. Среди причин смерти заметное снижение наблюдалось по онкологическим и сердечно-сосудистым заболеваниям. Зато владимирцы стали чаще погибать из-за болезней пищеварения и нервной системы.
Но не только за счет смертности в регионе снижается количество населения. В прошлом году выросла и миграция – как внешняя, так и внутренняя. Как сообщает Владимирстат, «миграционная убыль в целом по области увеличилась по сравнению с прошлым годом в 8,7 раза»: если в 2014‑м по этому показателю число жителей области уменьшилось всего на 177 человек, то в 2015‑м – на 1542 человека. Жить в соседние регионы перебрались 20 206 владимирцев (год назад – 18 732) и еще 949 покинули страну.
Коренных жителей области частично заменили приезжие из стран СНГ. В 2015 году на Владимирщине обосновались 2398 мигрантов, из них 720 украинцев, 388 узбеков и 372 таджика. Но и он не смогли перекрыть межрегиональную убыль.
Причины, почему владимирцы предпочитают нашему краю чужие дали, могут быть разные. Вероятно, основной является финансовый кризис: как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Согласно данным Владимирстата, за год реальная зарплата в регионе сократилась на 8%. Покупательская способность населения упала, причем по некоторым видам продукции (например, по сахару и рису) – аж на 20%. Цены при этом в среднем выросли на 7,5%.
Граждане стали меньше пользоваться платными услугами. Экономить владимирцы решили, прежде всего, на туризме (расходы упали на 21,8%), здоровье и оздоровлении (-23,4% и ‑21,3% соответственно), а также на ремонте и строительстве жилья (-25,8%) и ремонте и обслуживании автомототранспорта (-63,4%).
Разумеется, в связи с уменьшением численности населения региона снизилось количество экономически активных граждан – за год на 1500 человек. При этом выросла безработица (только официальное число незанятых перевалило за 10 тысяч). Кроме этого, на сегодняшний день 28 343 жителя региона находятся в неоплачиваемом отпуске и еще 9394 трудятся неполный рабочий день. Самая нестабильная ситуация – в гостиничном и ресторанном бизнесе, в обрабатывающем производстве и в сфере добычи полезных ископаемых.
В общем, при сохранении такой тенденции работать в регионе рано или поздно будет некому. Несмотря на бравые заверения властей и радужные сообщения об успехах, привлекательность Владимирской области для населения лишь снижается. Если жители покидают регион, значит, они здесь не видят для себя перспектив, да и качество жизни их не устраивает. И никакие экономические достижения, которые позволяют обогатиться определенному кругу лиц, ситуацию не исправят.