Власть

Мэрии предложили продать убыточный «Владимирпассажиртранс»

Предприятие по-прежнему находится в кризисе

Ямы на дорогах, ремонт тепловых сетей и работа общественного транспорта – сегодняшнее заседание комитета горсовета по жизнеобеспечению выдалось как никогда насыщенным и протяженным. Владимирские депутаты в несвойственной для себя манере активно участвовали в обсуждении, задавали конкретные вопросы и настойчиво требовали с докладчиков ответы. Видимо, недовольство городскими проблемами переполняет уже не только простых жителей, но и народных избранников.

Одним из главных вопросов повестки дня стало обсуждение работы «Владимирпассажиртранса». Перед депутатами выступил врио гендиректора предприятия Михаил Кулибаба. Он должен был рассказать о деятельности организации в 2014-15 годах и сделал он это буквально за три минуты. Оказалось, что на сегодняшний день по городу ездит 108 троллейбусов. За последние 5 лет новых транспортных средств не закупалось. Половина электромашин – возрастом от 5 до 10 лет, 23% эксплуатируется от 10 до 15 лет, и еще 27% автопарка ездит дольше этого срока.

При этом предприятие приобрело в лизинг 20 «Волгабасов» за 150 млн рублей, а всего автобусов в управлении «Владимирпассажиртранса» – 26. Кстати, троллейбусное депо «АДМ» отдавал не Кулибаба, а город, поскольку это муниципальная собственность.

Несмотря на то, что количество перевозок автобусами за последний год снизилось, а пассажиропоток электротранспорта как минимум не изменился, предприятие все равно остается в убытке. Врио гендиректора объясняет это тем, что на троллейбусах, в основном, ездят пенсионеры, а также школьники и студенты. Число поездок по социальным проездным, действительно, выросло. Лишь половина пассажиров (12,5 из 25 млн) покупает билеты. В условиях постоянного подорожания электроэнергии и изношенности контактной сети предприятию просто не хватает средств, чтобы покрывать убытки, а повышать тариф город запрещает.

– Экономически обоснованный тариф – и я буду защищать эту цифру – составляет в этом году ориентировочно 29-30 рублей. Все это содержание контактной сети, троллейбусов, депо. В Иваново, например, аудиторская компания доказала, что тариф стоит 39 рублей, – ошарашил депутатов Кулибаба.

Разумеется, затраты предприятию возмещает город из своего бюджета, и эта статья расходов, по оценке народных избранников, превращается в «бездонную бочку».

– Нам, может быть, предпринимать шаги, чтобы в будущем экономить, а не продолжать в эту бездонную бочку вваливать деньги, причем непонятно на что? – задала вопрос Светлана Скитович. – У вас какой-нибудь план развития предприятия есть?

 
– В принципе, да. Мы его писали не раз, – несмело ответил врио гендиректора.

Однако вместо того, чтобы вкладывать деньги в модернизацию контактной сети (что дает до 30% экономии электроэнергии) и автопарка (тех же троллейбусов на автономном ходу – всего 3 штуки), организация закупает газомоторные автобусы. Ежемесячно за взятые в кредит «Волгабасы» предприятие платит по 3 млн рублей, а ремонтировать их нужно постоянно.

– Как часто ломаются «Волгабасы»? – спросила Ольга Деева.

 
– Сейчас на ремонте находятся 2-3 автобуса. Но машины пока новые, – последовал ответ.

Депутат Кушпита задал Кулибабе еще более прямой вопрос – а какую прибыль получает предприятие за счет пассажироперевозок. Ведь можно сколько угодно говорить об убытках, но нужно обладать конкретными цифрами. Руководитель «Владимирпассажиртранса» привести точные данные не смог.

– По итогам вашего доклада мне хочется вас вместе со всем «Владимирпассажиртрансом» обнять и плакать, как говорит губернатор, – прокомментировал ситуацию Кушпита. – Судя по тому, какая борьба идет за рынок пассажирских перевозок, это высокоприбыльный бизнес. А у нас предприятие убыточное! Если правильно строить бизнес, то это выгодно, а из года в год платить десятки миллионов, как в черную дыру, – это не совсем по-государственному.

«Яблочник» также раскритиковал покупку «Владимирпассажиртрансом» газомоторов. Кулибаба оправдался, мол, решение принимал не он, но и то городу нужно радоваться – покупали-то «Волгабасы» по 7 млн, а сейчас они стоят 12-13 млн. Кушпита тут же предложил продать автобусы и заработать на этом. В заключение депутат высказал мнение, что для развития предприятия его нужно частично или полностью приватизировать, поскольку «как городская структура она себя не оправдывает».

Идея продать «Владимирпассажиртранс» у коллег Кушпиты энтузиазма не вызвала. Вряд ли бизнесмены будут заботиться о социально незащищенных слоях населения – пенсионерах и молодежи. Но озвученные «яблочником» критические замечания депутаты поддержали.

– Вы пришли сегодня на комитет неподготовленный, – обратился к Кулибабе Николай Толбухин. – Недопустимо приходить к нам с такой подготовкой. Вы совершенно заслуженно получили от Дмитрия Юрьевича.

Выводы, которые сделали народные избранники, следующие. Во-первых, предприятию нужна конкретная программа развития, чтобы город смог выделять средства целевым образом, а не абы на что. Во-вторых, следить за работой «Владимирпассажиртранса» и мэрия, и горсовет должны активнее. Иначе муниципальная организация обанкротится, и во Владимире, как и в некоторых других городах страны, может вовсе исчезнуть троллейбусное сообщение.

Back to top button