На градсовете раскритиковали проекты вокзалов для ВСМ
Проектировщики не продумали вопрос парковок и движения транспорта
Сегодня на заседании областного градостроительного совета ведущие архитекторы региона во главе с замом губернатора Дмитрием Хвостовым обсуждали проекты вокзалов для будущей высокоскоростной магистрали «Москва – Казань». На Владимирщине должны возвести 4 здания – по одной на каждой станции ВСМ: в областном центре, Коврове, Петушках и Гороховце. Проектировщики показали членам градосовета свои наработки, однако участники заседания предложения не одобрили и отправили документы на доработку.
Проекты четырех вокзалов на территории Владимирской области разрабатывали три проектных института. Станцией в столице региона и в Коврове занимался «Мосгипротранс», петушинской – «Нижегородметропроект», а гороховецкую проектировали китайцы. И несмотря на то, что, с одной стороны, архитекторы стремились выдержать единый стиль, а с другой, придать каждому вокзалу своеобразие, это у них не больно получилось. И это притом, что проекты, по словам главного архитектора области Валентины Землянской, уже несколько раз перерабатывались. Первые версии будущих станций вообще были «непропорциональными» и выглядели, как «инородные тела» в организме владимирских городов.
Представленные на градосовете проекты вокзалов с виду выглядели довольно респектабельно. О всех станциях, кроме гороховецкой, участникам заседания рассказал главный архитектор «Мосгипротранса» Яков Мелюшкин. Он не только показал, как примерно будут выглядеть здания и территория вокруг них, но и поведал, сколько пассажиров они будут обслуживать.
СТАНЦИЯ ВО ВЛАДИМИРЕ
Владимирский вокзал рассчитан на пассажиропоток почти 8800 человек в сутки, в том числе в час пик – до 2000 человек. Правда, единовременно здание может вместить всего 1900 человек, но это, по словам Мелюшкина, проблемы не создаст. Станция будет состоять из трех ярусов – с эскалаторами и скоростными лифтами. Внешним же видом объекта проектировщики хотели подчеркнуть «стремительность». О том же, что пассажиры приехали во Владимир, будут напоминать барельефы, как на стенах Дмитриевского собора, но куда их пришпандорят и насколько гармонично они будут смотреться в этой «архитектуре будущего», неизвестно.
Есть у владимирской станции еще один существенный минус. На почти девятитысячный поток пассажиров в день предусмотрено всего 250 парковочных мест для автомобилей и еще 18 – для автобусов! Яков Мелюшкин пытался убедить членов градосовета, что так положено «по нормативу», но участники заседания ему не поверили. Первым высказал сомнение замгубернатора Дмитрий Хвостов.
– Это какой-то неправильный расчет, – заявил чиновник. – Нужна отдельная многоярусная стоянка для тех, кто бросает машину на вокзале. А также следует продумать отдельный въезд и отдельный выезд для автобусов. Иначе получится каша – машины, автобусы, ни поставить автомобиль нельзя будет, ни подъехать. Людям будет некомфортно.
Главный специалист по туризму – директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова – тоже раскритиковала проект. Она по опыту знает, что 18 стояночных мест для автобусов – крайне мало. Максимум они вместят 1000 пассажиров, но в наш город и в Суздаль приезжают куда больше туристов. А куда девать рейсовые и экскурсионные автобусы – вовсе непонятно. То же самое и с личными автомобилями.
СТАНЦИЯ В КОВРОВЕ
Ковровский железнодорожный вокзал для ВСМ проектировался из расчета пассажиропотока около 900 человек в сутки и вместимости – до 300 пассажиров. Для них организуют целых 80 парковочных мест. Архитекторы много думали о комфортном обслуживании граждан, а вот гармоничности внешнего облика здания уделили гораздо меньше внимания.
Как пояснил Яков Мелюшкин, продумывая фасад вокзала проектировщики хотели подчеркнуть, что Ковров – «современный технократичный город, город воинской славы». Поэтому опоры в виде стел соседствуют с большими экранами, на которых отражалась бы информация о движении поездов. Но вот почему само здание выполнено в виде треугольника, Мелюшкин объяснить не смог.
– Вокзал в Коврове напоминает какой-то ящик. Как раньше мы привыкли – магазины квадратные, – вынес приговор Дмитрий Хвостов. – Душа не лежит. Смотришь на него – как-то не очень. Надо архитектурно поменять.
Мелюшкин спорить с заместителем Орловой не стал, согласившись, что и этот проект нужно доработать.
СТАНЦИЯ В ПЕТУШКАХ
Наиболее экологично и гармонично выглядит проект будущего вокзала в Петушках. Станция будет находиться в лесном массиве, а само здание напоминает какой-нибудь олимпийский объект. Кроме того, проектировщики рассчитывали на развитие территории вокруг вокзала. По мнению Якова Мелюшкина, рядом со станцией можно будет построить жилые дома, либо открыть деловой или научный кластер.
Проект петушинского вокзала члены градосовета обсуждали меньше остальных, однако согласились, что и в этом проекте нет какой-то изюминки, отражающей владимирскую специфику.
СТАНЦИЯ В ГОРОХОВЦЕ
Те же самые претензии, что и к другим станциям, участники заседания предъявили и к будущему вокзалу ВСМ в Гороховце. В проекте этой станции ничего владимирского вовсе не было. Поскольку здание рисовали китайцы, то и напоминает оно чем-то типичные строения Поднебесной. А владимирский архитектор Давид Крамников вовсе назвал его «слишком помпезным», не соответствующим масштабу маленького провинциального городка.
Станция будет находиться в 10 – 11 км от Гороховца и рассчитана на пассажиров из этого населенного пункта, а также Вязников и Мурома (либо туристов, которые хотят посетить эти города). Приблизительный суточный пассажиропоток – 770 человек, вместимость здания – 250 человек. Вопрос парковок проектировщики пока не продумывали, но почему-то они рассчитывают, что местные жители и туристы будут добираться до станции «на велосипедах и на скейтах».
Отсутствие конкретики заместителя губернатора не устроило. Он предложил доработать и гороховецкий проект.
– Он красив, вопросов нет. Но красив он на бумаге. А потом получится: плохо спроектировали, плохо построили, плохо обслуживают, и так этап за этапом. В целом, мы концепцию одобряем, но есть вопросы. И если мы выносим проект на градосовет, то он должен быть полностью в комплекте. А если мы каждый раз будем собираться, каждый раз что-то обсуждать, мы вовек ничего не построим, – считает Хвостов.
Проектировщики, которые рассчитывали на одобрение своих творений, услышав эти слова, расстроились. Но зам Орловой призвал их не обижаться. По словам Дмитрия Хвостова, примерно так же обсуждали внешний облик и оформление олимпийских объектов в Сочи, но в результате все построили качественно и в срок. Лучше высказать замечания на стадии проекта, чем потом станет стыдно, когда вокзалы возведут, подвел итог заседания чиновник.