ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ЗАМОРОЖЕН

Общество

Владимирские чиновники втридорога закупали коляски для инвалидов

Счетная палата РФ выявила ряд нарушений в работе фонда соцстрахования

Насколько эффективно субъекты РФ расходуют средства, выделяемые из федерального бюджета на помощь людям с ограниченными возможностями? Таким вопросом задались аудиторы Счетной палаты России. Они проверили трехлетнюю деятельность Минтруда, Фонда социального страхования (ФСС) и ряда его региональных отделений и обнаружили, что зачастую местные власти тратят федеральные субсидии почем зря – то транжиря деньги, то, наоборот, экономя на санаторно-курортном лечении граждан.

Результаты проверки на днях были рассмотрены на коллегии Счетной палаты РФ. С докладом выступил аудитор Владимир Катренко. Он сообщил, что контрольное ведомство изучило работу не только центрального отделения ФСС, но и его региональных представительств, в том числе краснодарского, питерского, калининградского и владимирского. И вот что выяснилось: во многих субъектах РФ деньги на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) – протезами, колясками и пр. – «расходовались неэффективно».

«На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации только с 2013 года государство потратило 73 млрд рублей. Счетная палата выяснила, что эти деньги расходовались регионами неэффективно и без должного контроля со стороны Минтруда. Если финансирование увеличивалось, регион необоснованно поднимал закупочную цену, если снижалось – протезы могли приобретаться по ценам прошлого года, причем у одного и того же поставщика», – констатировало ведомство.

Увеличивало затраты и то, что чиновники закупали ТСР не у производителей, а у продавцов соответствующей продукции.

Примеры подобного неэффективного расходования средств аудиторы Счетной палаты обнаружили во многих регионах. Так, в Чувашии в 2013 году кресла-коляски с ручным приводом закупались по цене 10,6 тысячи рублей за штуку, а в 2014 году, когда субсидии были снижены, – уже по 8,9 тысячи рублей. То же самое наблюдалась и по другим видам ТСР: слуховым аппаратам (они за год «подешевели» аж в три раза – с 18 до 6 тысяч), тростям, корсетам, головодержателям и пр. Наблюдаются и другие парадоксы.

«Даже в рамках одного федерального округа сохраняется существенная дифференциация стоимости ТСР. Так, в ЦФО в 2015 году… стоимость кресла-коляски с электроприводом прогулочной, в том числе для детей-инвалидов, составила от 67 131,62 руб. в Тульской области до 146 709,44 руб. во Владимирской области», – говорится в докладе Счетной палаты.

Глава контрольного ведомства Татьяна Голикова заметила, что с 2015 года объем субсидий региона должен был определяться, исходя из средней стоимости каждого вида ТСР, рассчитанной Минтрудом, но ФСС эти требования соблюдать не стал и перечислил субъектам средства по стоимости ТСР, определенной самими регионами. При этом местные чиновники производили расчеты, кто во что горазд, поскольку единой методики для этого нет.

Проверкой выявлены и другие нарушения законодательства. Они касаются и сроков проведения экспертизы ТСР при необходимости их ремонта или замены, и вообще сроков обеспечения инвалидов техникой. Претензии есть и к пособиям, которые выплачивают льготникам на санаторно-курортное лечение. На эти цели за прошедшие три года из федерального бюджета выделили 19,3 млрд рублей субсидий. Конечно, этого крайне мало – в 14 раз меньше необходимой суммы, но и эти деньги ФСС распределял не по нормативу.

Согласно постановлению Минтруда, финансовые затраты на оплату путевки на одного человека в 2015 году должны были составить 109,35 руб. в месяц. Но Фонд социального страхования направлял в региональные отделения средства в ином объеме.

«В результате, только в 2015 году гражданин льготной категории во Владимирской области вместо 109,35 руб. в месяц, изъятых из его ЕДВ на санаторно-курортное лечение, получил 85,5 руб. в месяц, в Нижегородской области – 83,2 руб. в месяц, в Рязанской области – 85,1 руб. в месяц. В тоже время льготники, проживающие в Астраханской области, получали санаторно-курортное лечение из расчета 121,4 руб. в месяц, в Мурманской области – 115,4 руб. в месяц», – говорится в докладе аудиторов.

Непрозрачным остается и компенсация гражданам проезда к местам лечения. На эти цели ФСС ежегодно тратит по 700 млн рублей, но сравнительного анализа стоимости проезда поездом и на самолете не проводится.

По итогам проверки Счетная палата России направила представления об устранении нарушений в Минтруд, ФСС, его региональные отделения, ФАС и в правительство.

Back to top button