Владимирские промоутеры, автолюбители и лавочники окажутся вне закона?
Из-за расплывчатой формулировки их могут приравнять к пикетчикам
Вчера на заседании комитета ЗС по вопросам госустройства, правопорядка и местного самоуправления депутаты одобрили изменения в областной закон №247-ОЗ от 30 декабря 2004 года «О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий». По сути, региональный документ привели в соответствие с федеральным: отныне организаторы акций с использованием «быстровозводимых сборно-разборных конструкций» обязаны будут уведомлять о них власти. Однако что кроется за этой формулировкой, законом не оговорено.
Если конкретно, то владимирские депутаты предложили внести следующие поправки в закон №247-ОЗ. В статье 1 прописать, что уведомление об акции можно не подавать, если оно проводится «одним участником без использования быстровозводимых сборно-разборных конструкций». В пункте 1 статьи 2 появится та же формулировка. Кроме того, вводится норма, приравнивающая пикетирование группой лиц и «пикетирование, осуществляемое одним участником с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, создающих препятствие движению пешеходов и транспортных средств». О проведении таких акций организатор обязан будет уведомлять не позднее, чем за три дня.
На заседании комитета его председатель Роман Кавинов пояснил, что поправки продиктованы федеральным законодательством. Замечаний от прокуратуры и администрации региона не поступило. Единственный резонный вопрос, который задали депутаты при обсуждении вопроса, – что понимать под «быстровозводимыми сборно-разборными конструкциями». На это Кавинов заметил: формулировка «есть в федеральном законе».
В пресс-релизе Заксобрания также говорится, что в утвержденном президентом законе «содержится определение вышеупомянутых конструкций, так что разночтений в толковании закона не возникнет». Но вот беда: нигде, ни в одном федеральном документе – даже в том, что подписал Путин, такой формулировки нет. Лишь в пресс-релизе МВД РФ поясняется:
«Необходимость внесения данных изменений обусловлена появлением новых видов публичных мероприятий, таких, например, как автопробег или возведение так называемых «палаточных городков».
Понятие «быстровозводимые сборно-разборные конструкции», конечно, встречается в законодательстве, но не связано с публичными мероприятиями. Скажем, в решении Совета депутатов городского округа Красноармейск МО от 20.04.2011 №54 – 7 к ним относят «металлические башни и мачты сотовой и/или радиорелейной связи, рекламные конструкции и т.д.», а в определении Московского городского суда от 16.02.2011 по делу №33 – 4343 говорится, что «сборно-разборной металлической конструкцией» является и гараж «для хранения автомашин».
Еще одним определением Мосгорсуда от 24 ноября 2011 г. по делу №33 – 37967 к «быстровозводимой конструкции» относится забор и шлагбаум для парковки. А согласно документам Федерального арбитражного суда Московского округа, из «быстровозводимых сборно-разборных конструкций» был сооружен боулинг-центр. И так далее.
В общем, к «быстровозводимым сборно-разборным конструкциям» можно отнести и гаражи, и палатки, и рекламные «раскладушки», и шлагбаумы, и лавочки, шале, даже целые торговые павильоны, не говоря уже о простых шезлонгах, складных столах и стульчиках, с которыми бабушки торгуют на улицах. И единственное, что отличает их от пикетчиков является то, что во время публичной акции, согласно закону, граждане «публично выражают мнения».
Но разве наши пенсионеры не любят поговорить за жизнь с покупателем? Или промоутеры, раздающие на улице листовки рядом с рекламным щитом, не выражают публично мнение о продукции рекламодателя? К сожалению, под расплывчатую формулировку может подпасть кто и что угодно. Стоит ли говорить, что если настоящий пикетчик откроет под палящим солнцем зонтик, встанет под шезлонгом или достанет штатив для камеры, он также может оказаться вне закона?
Вероятно, владимирским депутатам, прежде чем утверждать изменения в областной закон, следует самим как следует вникнуть в документы, выяснить-таки и прописать, чем на самом деле являются пресловутые «быстровозводимые сборно-разборные конструкции».
UPD 15.55
По просьбе ПроВладимира председатель комитета ЗС по госустройству Роман Кавинов с коллегами уточнил, имеется ли в законе точное понятие «быстровозводимых сборно-разборных конструкций». Как рассказал депутат нашему изданию, выяснилось, что четкого определения этого термина в законодательстве действительно нет. Однако в этом большого изъяна народный избранник не видит.
– Иногда мы говорим о правовом нигилизме, а иногда о правовом идеализме. В данном случае прописывать, что такое быстровозводимые сборно-разборные конструкции, на мой взгляд, является правовым идеализмом. В конце концов, есть общепринятые термины. И на практике, я думаю, корнем станет не сама конструкция, а то, создает ли она препятствие для движения транспорта и пешеходов, – считает Роман Валерьевич.
Депутат также заверил, что лавочники и торговцы под новый закон не подпадут, поскольку пикетов они не проводят. В любом случае сама жизнь расставит все по своим местам. Спустя какое-то время, сложится практика применения закона, и тогда можно будет судить – нужно ли в документах уточнять формулировку или нет, считает Роман Кавинов.