Миллионы на ремонт дорог пошли на оплату лизинга «Волгабасов»?
Рассчитаться по долгам «Владимирпассажиртранс» может, похоже, только с помощью бюджета
В последнее время вокруг предприятия «Владимирпассажиртранс», собственником которого является муниципалитет, разгорается серьезный скандал. Транспортное предприятие заявляет о своей убыточности, а его временный руководитель – Михаил Кулибаба – отстаивает экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров в 29 – 30 рублей. В свою очередь город, дабы спасти троллейбусный парк, вынужден вливать в эту «бездонную бочку» десятки миллионов рублей. Этим недовольны ни в администрации, ни в горсовете. Из уст одного из депутатов даже прозвучало предложение продать убыточную компанию. Однако о причинах ее «убыточности» в открытую никто не говорит.
Вопреки заявлениям руководства муниципального перевозчика, недостаток средств у «Владимирпассажиртранса» – не из-за льготного проезда детей, студентов и пенсионеров. Тем более что город регулярно компенсирует компании затраты на эти цели. Основная же причина, почему предприятие превратилось в «черную дыру», всасывающую все новые бюджетные средства, кроется в том, по сути, кабальном договоре, которое оно заключило в 2014 году с «Межрегиональной лизинговой компанией» (МЛК).
Речь идет о соглашении по лизингу 20 «Волгабасов». Подписано оно было 12 мая 2014 года. МЛК обещал поставить городу два десятка автобусов, работающих на газомоторном топливе, а муниципалитет обязался выплачивать за них определенную сумму денег в течение 60 месяцев. Детали этого договора общественности не раскрывались и стали известны, только когда «Владимирпассажиртранс» начал накапливать долги по лизингу, а МЛК попыталась вернуть положенное через суд.
В результате за неполные полтора года Арбитражным судом Владимирской области было рассмотрено сразу пять исков МЛК против троллейбусного предприятия. И вот что выяснилось. Оказалось, что общая стоимость переданной городу техники составляет 150 млн рублей (по 7,5 млн за «Волгабас»), но выплатить «Владимирпассажиртранс» должен совсем иную сумму – 238,88 млн рублей, т.е. почти на 90 миллионов больше. Ежемесячно компания обязана перечислять МЛК по 3,98 млн целковых. Переплата за лизинг газомоторов – примерно 1,5 млн за 30 дней лизинга.
Долги по договору «Владимирпассажиртранс» начал накапливать практически сразу же после его подписания. Правда, сначала задержка выплат была связана с тем, что МЛК не поставил вовремя машины. Предприятию даже удалось отсудить у лизинговой компании за просрочку более 400 тысяч рублей (дело №А11 – 12504/2015). Но уже в 2015 году ситуация изменилась.
С апреля прошлого года «Владимирпассажиртранс» перестал перечислять МЛК ежемесячные выплаты в полном объеме, либо вовсе о них забывал. В ответ лизинговая компания подала несколько заявлений в суд (дело №A11-3814/2015 – за апрель-май, №А11 – 7526/2015 – за июнь и №А11 – 8749/2015 – за июль-сентябрь 2015-го). В результате двум принадлежащим городу предприятиям – «Владимирпассажиртрансу» и поручителю по лизингу «Владимирводоканалу» – постановили выплатить не только долги, но пени и госпошлины в размере примерно 1,74 млн рублей. Однако эти решения суда пассажирская компания в срок также не выполнила.
Разбирательство продолжилось. И лишь 18 февраля 2016 года между сторонами в присутствии судьи было подписано мировое соглашение, согласно которому «Владимирпассажиртранс» обязался выплатить задолженность на 1 января текущего года в размере 27 781 034 руб. 68 коп. Состоит она из:
– 25 088 655 руб. – сумма просроченной задолженности по уплате лизинговых платежей за период с 25.07.2014 по 25.12.2015;
– 2 692 379 руб. 68 коп. – сумма просроченной задолженности по уплате пени за период с 25.07.2014 по 25.12.2015 с учетом вычета 404 459 руб. 47 коп. (сумма пени, присужденной к выплате в пользу АО «Владимирпассажиртранс» решением Арбитражного суда Владимирской области от 22.10.2015 по делу № А11 ‑12504/2014).
И еще 2 933 299 рублей троллейбусное предприятие должно выплатить МЛК в качестве процентов за пользование денежными средствами в период предоставленной рассрочки погашения долга.
Выплатить эту сумму из собственных средств убыточный «Владимирпассажиртранс» не мог, и решением №165 от 25 февраля 2016 года горсовет выделил компании субсидию в размере 32,195 млн рублей. Вероятно, эти деньги и пошли на покрытие долга за лизинг «Волгабасов». Любопытно, что средства были сняты с других статей расходов – благоустройства городских улиц (-4 млн рублей), содержания кладбищ (-1 млн), содержания и капремонта дорог (-28,195 млн рублей). То есть вместо того, чтобы подлатать автотрассы во Владимире, тот же мост в Яму, муниципалитет вынужден выбрасывать десятки миллионов рублей за лизинг мало кому нужных «Волгабасов», ездящих по единственному 24-му маршруту. Ранее он обслуживался частным перевозчиком, и никто от этого не страдал.
Ко всему этому добавим, что в 2014 – 15 годах (да и раньше тоже) «Владимирпассажиртранс» забывал платить деньги не только МЛК, но и городу – за аренду троллейбусных депо. Областной арбитражный суд рассматривал сразу несколько исков от горадминистрации: № А11 – 11249/2015, №A11-11554/2015, № A11-5386/2015, №A11-4126/2015, №А11 – 4684/2014 и №А11 – 4009/2013. Всего по ним с предприятия было взыскано, включая пени и пошлины, 2 968 543,7 руб. И еще 512 867,3 руб. город так и не получил за аренду участков (возможно, именно из-за невозможности содержать два депо «Владимирпассажиртранс» и отказался от одного из них).
Ущерб, который был нанесен городу одним решением (смахивающим на популистское), каждый может посчитать сам. И немудрено, что врио гендиректора предприятия Михаил Кулибаба, отчитываясь перед депутатами горсовета, не озвучил ни одной конкретной цифры, заявив только, что долгов у «Владимирпассажиртранса» по лизингу нет.
Не в курсе о финансовом состоянии транспортной компании и в мэрии. По крайней мере, руководитель пресс-службы Александр Карпилович пояснил ПроВладимиру, что данные о своей работе предприятие раскрывает только на ежегодном собрании совета директоров, которое обычно проходит в апреле. Так что даже чиновники, если верить их словам, не ведают, расплатился ли «Владимирпассажиртранс» с долгами по лизингу или нет.