Ирина Зайцева: «Педагогика в каком-то смысле – это дипломатия»
Учительница информатики и математики рассказала о том, кто такой современный педагог
Сегодня ПроВладимир пообщался с человеком, пожалуй, одной из самых важных профессий в мире – с учителем. О том, кто такой современный педагог и какие перемены произошли в системе образования за последние годы, мы узнали у преподавателя информатики и математики средней общеобразовательной школы №2 Ирины Валентиновны Зайцевой.
- В нашем разговоре мне бы хотелось затронуть все три составные части образовательного процесса: учеников, учителей и саму школу.
- А как же родители? Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
- Наверно, они к части учеников относятся. Ведь родителей волнует то, что касается их детей?
- Зачастую родители вообще решают полностью все за учеников. Случаются ситуации, когда из-за непонимания и недоверия к школе, страдают учителя. Родители, безоговорочно доверяя своим детям, не разобравшись в проблеме, жалуются в вышестоящие органы. Некоторые считают, что все делается в ущерб их ребенку. Возможно, это потому, что в СМИ часто чернят профессию учителя и занижают ее статус. Яркий пример – сериал «Школа». Когда его сняли, была целая волна возмущений. Родители также были недовольны картиной школы, которую там нарисовали: ученики – одни неформалы, кругом алкоголь, курение, наркотики, образ учителя – негативный. В общем, это довольно больная тема.
- Как на ваш взгляд можно решить эту проблему?
- На самом деле, все учителя стараются занять дружескую позицию. Родители и учителя должны быть союзниками. Одних ведь детей воспитываем. Но все-таки самое главное воспитание, я считаю, закладывается не в школе, а в семье. А уж мы содействуем этому процессу и направляем его в нужное русло.
- Какие предметы сейчас пользуются популярностью у учеников?
- Мне кажется, это надо спросить у них. Я надеюсь, что мои предметы всем нравятся. Я стараюсь так делать.
- А за последнее время появились ли какие-нибудь необычные предметы?
Сейчас в третьих-четвертых классах есть обязательный курс, который называется «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала курс был воспринят с опаской. Но потом все осознали, что, наоборот, хорошо, если дети будут разбираться в различных религиозных культурах и знать о том, как нужно вести себя в общественных местах.
- Давайте перейдем к теме учителей. Если говорить об идеальном учителе, какими качествами он должен обладать?
- Идеальный – это, конечно, сильно сказано. Самое главное – это умение найти правильное и устроившее всех решение: и ребенка, и учителя, и родителя. Педагогика – в каком-то смысле это дипломатия. Я стараюсь решать вопросы так, чтобы в первую очередь это устроило ребенка. Дело в том, что я сейчас руководитель в классе, в котором много неполных и трудных семей. Некоторые дети чувствуют себя брошенными, поэтому надо сделать так, чтобы им было комфортно и хорошо, насколько это возможно. Это то, что касается внутренних аспектов. А если смотреть с внешней стороны, то у нас в уставе школы, например, прописано: одеваться согласно «учительской моде»
- Что означает эта формулировка?
- Это определенный дресс-код. Например, больше года назад в Муроме в рамках образовательного эксперимента пошили однотипные одежды для учителей. Там было несколько предметов одежды на выбор: юбки, брюки, блузки, пиджачки, сарафаны. Учителям, принявшим участие в эксперименте, это понравилось.
- Много сейчас приходит на работу молодых учителей?
- У нас в школе средний возраст учителя – 35 лет. Сейчас к нам пришло несколько человек после института. Но эти люди здесь неслучайно, некоторые представляют целые учительские династии. Я сама – учитель в третьем поколении. Мой дед был учителем начальных классов, мама –педагогом высшей школы, преподавала математический анализ и физику. Вообще учителем нельзя работать без желания, увлечения. В школе – все люди заинтересованные. Студента, который приходит к нам на практику только ради галочки, сразу видно. Его уроки и детям неинтересны.
- Может, такая непопулярность профессии вызвана маленькой зарплатой?
- Да, зарплата – немаловажная проблема. Хотя цифры в статистических отчетах совпадают со средними показателями, проблема остается. Много сейчас еще разной бумажной волокиты и электронной отчетности, у учителей зачастую остается мало времени на общение с детьми.
- Как вы думаете, есть ли разница между учителем современным и прошлых лет?
- Наверное, есть. Я вот все время вспоминаю, как сама училась в школе. Многое из тех лет применяю в своей работе. Главное – быть на одной волне с детьми, стать другом и помощником, суметь заинтересовать их. Цели с того времени, по сути, не изменились, изменились методы и средства их достижения.
- Ну а если говорить про оборудование, в школе всего хватает?
- В 2011 году у нас был переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт. В рамках этого стандарта интерактивным техническим оборудованием постепенно обеспечили всю начальную школу. У каждого ученика на уроке может быть мини-ноутбук, который трансформируется в планшет. При помощи удобной ручки его можно носить, как чемоданчик. Программы, встроенные в компьютер, указывают ребятам на ошибки, преобразуют разговор в текст, корректируют неровный подчерк. И учителям начальных классов такое новшество нравится. Одним словом, волшебство.
- Это приобретают родители или школа?
- С введением ФГОС было федеральное и областное финансирование этих вопросов. В нашей школе есть один такой мобильный класс для начальной школы и класс обычных ноутбуков. Уроки для школьников там проводятся по графику.
- И все же чего-то не хватает?
- Если с начальным звеном все хорошо, то среднее и старшее еще не до конца обеспечили всем необходимым техническим оборудованием. Да и у учителей компьютеры устарели, хотелось бы тоже обновить базу.