Культура

Новый директор пообещал не разбазаривать собственность музея-заповедника

Конышев поработает над привлечением инвестиций и китайских туристов

Вчера состоялось представление нового гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Подробно о церемонии мы писали здесь. В своем выступлении перед сотрудниками и на брифинге для журналистов Игорь Конышев рассказал о своем видении развития учреждения.

Своей главной задачей он видит добывание денег для ВСМЗ:

«Я уверен, что скорее музей будет генерировать задачи, а я эти задачи буду поддерживать и пытаться найти под реализацию этих задач деньги. Такой формат был бы самым оптимальным».

Игорь Валерьевич подробно остановился на финансах, но совсем не затронул научную и культурную часть работы учреждения:

«Я появился в музее-заповеднике буквально полтора часа тому назад. И я в своем выступлении попросил дать мне какое-то время для того, чтобы максимально глубоко познакомиться с музеем-заповедником. Сейчас с коллегами мы начали обсуждать проблемы реставрации, проблемы исполнения обязательств, которые есть у музея, которые могут у музея появиться в части реставрации. Это абсолютно понятный процесс для меня. Придется достаточно глубоко разобраться с темами научных разработок, с темами научных исследований и всего остального.

Задачу вижу в сохранении, во-первых, а во-вторых, в развитии. Вот почему на вопрос «А что же мы будем делать с наукой» – ну, честно, вот сегодня не знаю, что мы будем делать с наукой. С этим нужно спокойно, скрупулезно, кропотливо разбираться. Я уверен, что инерционный запас, который есть у Владимиро-Суздальского музея-заповедника, позволит параллельно и продолжать все те научные исследования, которые здесь ведутся, и они должны вестись, и они будут вестись, и наращивать постепенно какую-то новую тематику, которая покажется музею и нам интересной и необходимой».

По наводке почетного президента музея-заповедника Алисы Аксеновой новый руководитель заговорил об экспозициях, посвященных XX веку. Над этой тематикой Игорь Валерьевич много трудился на предыдущем месте работы – в «Горках Ленинских».

«На сегодняшний день, если говорить о содержательной части, это классический многофункциональный культурный центр, хороший федеральный музей с хорошим культурным, музейным, туристским продуктом хорошего федерального уровня, который привлекает разные категории населения, начиная от людей, которым интересна история в части Ленина и без части Ленина, мы сделали очень много экспозиций, посвященных истории ХХ века, эта тема мне очень хорошо знакома. Я думаю, что и здесь фондовые коллекции ХХ века во Владимиро-Суздальском музее очень велики, и мы сделаем что-нибудь интересное».

По настрою сотрудников и после открытого призыва Мельниковой и Аксеновой Конышев признался, что он «жуткий собственник» и не отдаст ни пяди музейной земли:

«Я – жуткий собственник. Отобрать что-то у директора Конышева очень сложно. Отдать мне легче, отобрать у меня сложно. Когда я пришел (в Горки Ленинские) и выяснил, что моя земля – это не моя земля, все закончилось так, что эта земля стала моей».

В момент, когда я пришел в музей-заповедник (Горки Ленинские), у музея-заповедника вообще земли не было. Вообще. Существовал музей-заповедник, существовали здания, сооружения, земли не было вообще. Она была в постоянном бессрочном пользовании у другого юридического лица. За три года, пройдя все уровни арбитражей, включая Верховный арбитражный суд, мы вернули эту землю в казну Российской Федерации, это земли государственного лесного фонда. И сейчас моим коллегам осталось закончить процесс оформления права постоянного бессрочного пользования. А учитывая, что оппонент был достаточно серьезным, я считаю, что это неплохая победа, по крайней мере, за такой незначительный срок».

Процесс отстаивания собственности подняла Алиса Ивановна, вспомнив, сколько церквей ВСМЗ отдал Русской православной церкви. «Последний оплот», над сдачей которого даже раздумывать не стоит, это музей хрусталя в Гусь-Хрустальном, сообщила почетный президент.

«Вопрос сложный однозначно. Но здесь упереться, как в 1941 году перед Москвой. Без никаких условий и вариантов. Потому что это невозможно», – подчеркнула Аксенова.

Вторила ей и Светлана Мельникова:

«Такой вопрос сложный, но стоять насмерть. Да, правильно Алиса Ивановна говорит стоять насмерть. Надо стоять, границы на замке, но мы живем в правовом поле, мы живем в условиях правового пространства, и надо понимать, что есть страна, у которой есть законодательство. Если федеральный закон позволяет что-то делать, то нарушение федерального закона, простите, невозможно. В этих условиях единственный путь, на который может встать заповедник, который располагается в памятниках культового предназначения, – это только путь разумного, человеческого, православного компромисса».

Спросили Конышева и о привлечении туристов из Китая. Эта тема также хорошо знакома ему по предыдущему месту работы:

«Красный» туризм – сегментовый туризм. Если мы привлечем объектами культурного наследия мирового уровня, а Владимиро-Суздальский музей-заповедник – именно объекты культурного наследия мирового уровня, китайцев сюда, то параллельно примерно 10% китайских туристов будет, может быть, а может, и не будет интересно посмотреть некие экспозиции, некие объекты, связанные с «красным» туризмом. Вообще, сам по себе «красный» туризм – это не двигатель, это скорее сегмент общекультурного, общеисторического, китайского туризма. Поэтому привлекать туристов во Владимир нужно не «красным» туризмом, а привлекать нужно объектами мирового уровня, которых здесь достаточное количество.

Любой иностранный турист, который приезжает в другую страну, стремится, прежде всего, посмотреть то, чего точно нет в своей стране. Он стремится, прежде всего, посмотреть объекты, которые находятся под эгидой ЮНЕСКО, или другие уникальные вещи, которые он нигде в другом месте не встретит. Здесь таких вещей достаточно, и я уверен, что мы сумеем гармонизировать и китайский поток, учитывая, что я работаю с Ростуризмом, я работаю с «Миром без границ» достаточно долго, я член правления «Мира без границ», я примерно понимаю, как этот мир устроен. Это понимание дает вполне себе позитивное представление о том, что иностранный турист в лице китайского туриста будет приезжать и во Владимир, и в Суздаль, и в Гусь-Хрустальный, будет знакомиться с уникальными памятниками, будет знакомиться с хорошей русской природой – то, чего он не увидит нигде, в том числе и в Китае».

Back to top button