Владимирские чиновники халатно подходили к проверке детских лагерей
Комиссии разрешали работать организациям даже при грубейших нарушениях различных норм
По старой традиции российские власти обращают внимание на проблему и начинают ее решать только после того, как грянул гром. Вот и массовые проверки детских лагерей были организованы только из-за случившейся в Карелии трагедии, когда на Сямозере утонили 14 ребятишек. Недавно прокуратура Владимирской области также отчиталась об инспекции оздоровительных учреждений. Ведомство выявило 237 нарушений, внесло 63 представления и возбудило 22 административных дела. И все это обнаружили только тогда, когда дети уже заселились в летние лагеря.
Почему так произошло и куда смотрели чиновники, принимающие объекты отдыха накануне летнего сезона, вчера разбирались на заседании областной общественной палаты. Сотрудники администрации региона и муниципалитеты, как всегда, старались делать вид, что у нас все хорошо, однако активисты им не поверили и указали на существенные недостатки при организации детского оздоровления.
Всего в 33‑м регионе работают 348 лагерей с дневным пребыванием детей, около 30 загородных оздоровительных организаций, 11 лагерей труда и отдыха и 8 палаточных лагерей. В большинстве из них уже завершились первые смены. Помимо этого, органы соцобеспечения раздают бесплатные путевки в санатории соседних областей, юга России и Крыма. А для того, чтобы устроить ребенка во владимирский лагерь, родители должны заплатить 20% от суммы путевки. Поскольку средняя цена оздоровления по региону составляет 14,5 тысячи рублей, получается, что гражданам 33-го региона на отдых одного чада придется раскошелиться примерно на 3000 целковых.
И тут возникает первая проблема. Конечно, область и муниципалитеты выделяют средства на компенсацию стоимости путевок (в этом году на эти цели потратят 387 млн рублей), однако чиновники на местах часто мухлюют и обманывают граждан, заставляя покупать их путевки за полную стоимость. Председатель областного объединения профсоюзов Надежда Сухарникова поведала о целом ряде подобных случаев, в том числе и касающихся отдыха детей во владимирских муниципальных лагерях – «Икар» и «Дружба».
– Денег на детских отдых было выделено достаточно. Даже несмотря на то, что во Владимире стоимость путевки в муниципальные лагеря за последние три года выросла на 40%, а компенсация из областного бюджета уменьшилась на 30%. Но все равно идет непонятный разговор. Так, стоимость путевки в «Икар» составляет 13 500, 2000 – это компенсация из областного бюджета, то есть цена снижается до 11 500. Но были случаи, когда родители покупали путевки за полную стоимость, – сообщила Сухарникова.
Кроме того, зачастую компенсация 80% стоимости путевки выдавалась только работникам бюджетной сферы, а небюджетникам оплачивать отдых детей работодатели отказывались. В результате взрослые раскошеливались на полную стоимость оздоровления своих чад. Надежда Сухарникова назвала это «дискриминацией между бюджетниками и небюджетниками».
Глава департамента образования Ольга Беляева подтвердила, что далеко не все частники и предприятия компенсируют своим сотрудникам расходы на отдых детей, однако закон не делает разницы между бюджетниками и небюджетниками – все должны оплачивать максимум 20% от стоимости путевки. Что же касается «творчества муниципальных властей», то департамент с этим «неправильным поведением» борется, правда, выясняется, что не всегда результативно.
Однако проблемы с финансированием – это еще полбеды. Главным же вопросом остается безопасность детей, а здесь к владимирским оздоровительным организациям есть масса претензий. И не только к ним. Конечно, после карельской трагедии чиновники Белого дома провели несколько совещаний, а МЧС и Роспотребнадзор организовали внеплановые проверки. Ольга Беляева признала, что были выявлены нарушения, но основная их масса «уже ликвидирована». Тем не менее сделано это было под конец первой смены, т.е. почти месяц условия отдыха владимирских детей часто не соответствовали нормам и требованиям, и на это закрывали глаза.
Созданный при обладминистрации координационный совет по организации оздоровления детей и подростков сформировал рабочую группу. Она самостоятельно проверила все лагеря и убедилась в халатном отношении муниципалов к этому вопросу. Вопиющий случай произошел в округе Муром, в лагере «Белый городок». Надежда Сухарникова поделилась с членами общественной палаты результатами инспекции:
– Согласно актам приемки оздоровительного лагеря от 23 мая все 9 членов комиссии подтвердили своими подписями готовность объекта к летнему сезону. Буквально через месяц, 22 июня, в этом лагере были выявлены существенные нарушения санитарно-гигиенических норм на пищеблоке. Продукты хранятся в шкафах, холодильников нет и не было на начало открытия смены. А в акте от 23 мая значится наличие холодильника и холодильного ларя. Огнетушители были с просроченной зарядкой. Зарядка производилась в 2008 году. Прошло еще 8 лет – они стоят, и ими пользуются.
Все эти нарушения проигнорировали те, кто принимал лагерь перед первой сменой. Надежда Сухарникова назвала их поименно: это председатель комиссии – начальник управления образования округа Муром (на сайте муниципалитета значится Ирина Раевская), председатель комитета по физической культуре и спорту округа Муром (Александр Белянцев), замначальника полиции, главный государственный санитарный врач округа Муром (Сергей Лосев) и другие.
– Должностным лицам непосредственно вменяется жизнь ребенка. Но напрашивается вывод, что комиссия приняла оздоровительный лагерь, подписала акт о его готовности чисто формально, – подвела итог Сухарникова.
Ольга Беляева подтвердила, что «Белый городок» сразил всех». По ее данным, после проведенной проверки руководство лагеря купило новый холодильник и заправило огнетушитель. На начало смены холодильник якобы тоже имелся, но он «просто сломался». Где целый месяц на объекте хранили продукты и чем питались отдыхающие там дети, остается только гадать. Понесет ли хоть кто-то за это ответственность (включая должностных лиц, подписавших акт приемки лагеря) – тоже.
В любом случае к сфере оздоровления детей во Владимирской области остается еще масса вопросов, начиная от состояния объектов (многие из них нуждаются в серьезном ремонте и модернизации) и заканчивая их доступности для ребятишек с ограниченными возможностями. Да и путевок на всех малолетних граждан явно не хватает. Так что родителям региона-33 приходится самостоятельно придумывать, чем летом занять детей.