Иван Власов: «Станции сотовой связи не вредят людям – это миф»
Директор владимирского МегаФона о «пакете Яровой», уязвимостях и тарифах
Современный человек ни дня не обходится без мобильного телефона или планшета. Но всякий гаджет бесполезен без сотовой связи. О том, как устроен телеком-рынок, ПроВладимир узнал у директора владимирского отделения МегаФона Ивана Власова. Как относятся мобильные операторы к «пакету Яровой», стоит ли абонентам бояться, что злоумышленники получат доступ к их данным, ждут ли жителей страны перемены в тарифных планах, читайте в нашем интервью.
- Сейчас в СМИ активно обсуждают антитеррористический «пакет Яровой». В соответствии с ним операторы мобильной связи должны в течение полугода хранить переписку и звонки абонентов. Многие стали выступать против, потому что это технически сложно, и нужны дополнительные затраты. Ваше отношение к этому законопроекту?
- Действительно, не секрет, что на реализацию этого законопроекта потребуются колоссальные средства. В том числе на закупку оборудования, которое обеспечит хранение информации. Мы оценили объем данных примерно в шесть миллионов терабайт. Затраты на реализацию инициативы для МегаФона могут составить 1,4 трлн рублей. Это непомерные обременения для бизнеса, которые повлекут за собой повышение стоимости услуг в разы.
Но самое главное, сбор и хранение данных – это не свойственные функции для операторов связи. Всегда и во всех странах этим занималось государство. Вся деятельность должна быть сосредоточена в рамках одного контролирующего органа. А операторы могли бы частично профинансировать создание дата-центров.
Поэтому позиция компании известна – закон требует больших доработок. Он должен вступить в силу с первого июля 2018-го. У нас есть еще два года для того, чтобы убрать риски и доработать законопроект. Добавлю, что одновременно с этим на сайте РОИ появилась инициатива о том, чтобы этот закон отменить вообще. В настоящее время более 80 тысяч человек высказались за.
- На форуме «Телеком-2016» прозвучало, что связь в скором времени может стать бесплатной за счет партнерства операторов с другими компаниями и рекламы. Что думаете по этому поводу?
- Здесь, прежде всего, речь шла о предоставлении дополнительных или новых услуг для абонентов, а также о развитии инновационных продуктов, например, таких как М2М, мобильная реклама, облачные решения. Мы также видим в этом потенциал для развития бизнеса.
Если же говорить о себестоимости услуг мобильной связи, без привязки к партнерским проектам, то сделать эти услуги полностью бесплатными сейчас невозможно. Для развития сети и улучшения качества связи оператор должен вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры и создание новых продуктов и услуг.
Хочу заметить, что стоимость услуг связи в России – одна из самых низких, по сравнению с Западом. А большинство тарифных планов сейчас представляют собой «пакет». В него включены и голос, и данные, и сообщения, и остальные услуги. Поэтому, заплатив определенную сумму, абонент фактически получает необходимое количество трафика, голоса, минут и SMS в пакете бесплатно.
- Недавно управление федеральной антимонопольной службы по Москве оштрафовало МегаФон на миллион рублей за рекламную SMS-рассылку. Можете прокомментировать ситуацию?
- Это единичный случай. В сети произошел технический сбой. МегаФон исправил технические неполадки, чтобы в дальнейшем таких ситуаций не возникало. Мы законопослушная компания и действуем в рамках российского законодательства.
- Как защищены абоненты МегаФона от утечек информации и SMS-спама?
- Начну с того, что компания МегаФон с момента своего образования всегда работала над этими вопросами. Я не открою секрет, что мы первые из «большой тройки», кто ввел требования к SMS-рассылкам, ограждающие абонентов от ненужной информации. Сегодня все рассылки осуществляются с согласия абонента. Исключением являются рассылки МЧС. Более того, абонент может передать нежелательное сообщение на номер «1911». И мы примем все возможное, чтобы подобные SMS больше не приходили.
Есть еще ряд моментов безопасности, в частности для наших бизнес партнеров и корпоративных клиентов. Мы следим за тем, чтобы на их аккаунты не было DDOS-атак. Для таких работ у нас есть специальный персонал. В случае поступления сигнала от наших клиентов мы блокируем атаки в течение 15 – 20 минут.
- Перейдем к региональному рынку. Как у нас в городе обстоят дела с покрытием? Я знаю, что около гостиницы Заря и в Добром на улице Соколова-Соколенка есть «мертвые зоны».
- За первое полугодие 2016-го мы серьезно расширили свою сеть, запустив 4G в новых городах: Вязники, Гороховец, Кольчугино, Юрьев-Польский, Собинка, Суздаль, Меленки, Киржач, Петушки, Судогда, Лакинск и в поселке Энергетик. Кроме этого, улучшили покрытие в тех местах, где четвертое поколение уже присутствовало: во Владимире, Коврове, Муроме, Гусь-Хрустальном, Александрове, провели работы на базовых станциях 2G и 3G. Надежность и качество голосовой связи и мобильного интернета в регионе обеспечивают более полутора тысяч километров собственных волоконно-оптических линий и около 520 станций.
Над «белыми пятнами», о которых вы говорите, мы работаем постоянно, это нормальный процесс развития инфраструктуры. Если говорить про эти два места. Да, были проблемы. В районе Зари мы демонтировали базовую станцию. А на Соколова-Соколенка, в районе «Аквариума», сейчас завершаем монтаж новой. Закончим в конце июля, и тогда покрытие будет значительно лучше. Для компании важна, обратная связь клиентов, мы анализируем все обращения и учитываем это при развитии сети.
- А 4G – это последнее поколение связи?
- На экономическом форуме в Санкт-Петербурге мы продемонстрировали скорости пятого поколения, в один гигабит в секунду.
- А когда пятое поколение станет доступно для владимирцев?
- Когда 5G появится на территории Владимирского региона пока сказать не могу. На сегодня, потенциал действующих сетей 3 и 4 поколения ещё далеко не исчерпан. 5G – это следующий этап развития нашей сети и новые возможности для наших клиентов. Но уже сегодня мы работаем над этим. Многое зависит и от устройства абонента. Некоторые смартфоны и планшеты не поддерживают связь наиболее высоких поколений.
- Живущие рядом с вышками жители боятся, что облучение может негативно повлиять на их здоровье. Это действительно так?
- Эта проблема старая, но она существует лишь в головах людей. На любой объект связи, базовую станцию получают два сертификата. Первый сертификат дает разрешение на установку станции определенной мощности на конкретной территории. Второй выдают специалисты после измерения всех фактических показателей, когда базовая станция уже включена. Если какие-то нормы будут нарушены, СЭС никогда не пойдет навстречу и не выдаст сертификат.
- Это происходит единовременно, или они в какой-то период приезжают и проверяют?
- Это происходит на моменте проектирования, на моменте ввода в эксплуатацию и раз в три года. Хочу еще добавить, если первые базовые станции были достаточно мощные, то сейчас они, в основном, настраиваются на мощность не более пяти ватт. Это безопасно.
- В МегаФон планируется какое-нибудь понижение тарифов?
- Мы постоянно работаем над тарифными планами, анализируем, что происходит на рынке. Стараемся, чтобы связь была не просто качественная, но и недорогая. В начале, когда все операторы заходили на рынок, все тарифные планы были сложные, сейчас услуги, в основном, пакетные. Увеличиваются объемы потребляемых услуг, но стоимость минуты или мегабайта снижается.
Мы, наоборот, стараемся пересматривать тарифные планы в пользу абонента. К примеру, в начале года мы снизили абонентскую плату на ряд интернет-опций, при этом увеличили объем входящего в пакет трафика. Также снизили цены на основной линейке тарифов «Все включено» по всей России до 60%.
В этом году мы также обновили линейку «Корпоративный безлимит» и сделали корпоративные тарифы более гибкими. Выбрав в личном кабинете нужные для себя услуги и их объемы, клиент сразу видит стоимость пакета и решает, подходит это ему или нет. Абонентская плата на линейке начинается от 200 рублей в месяц, что доступно бизнесу любого уровня.
Если дорого обходится связь для физических лиц, то стоит посмотреть, какой тариф у абонента. У нас есть много интересных предложений. Но бывает так, что тарифный план – архивный, его подключили несколько лет назад и с тех пор так и не меняли. Поэтому мы советуем клиентам чаще следить за новостями, обратиться в ближайший салон связи, позвонить в колл-центр, уточнить, чем же вы пользуетесь, и попросить сделать наиболее выгодное предложение.
- Многие сейчас собираются в отпуск. Что посоветуете, чтобы снизить затраты в роуминге?
В этом сезоне мы взяли вектор на Абхазию и Италию. По статистике, это самые популярные направления. И не так давно запустили хорошее предложение по Крыму. В остальных странах Европы действуют стандартные тарифы. Если путешественник хочет пользоваться, например, интернетом, он может подключить опцию именно для интернета, там пакетное предложение. Это удобно, цена за мегабайт в рамках пакета получится дешевле. Отдельно есть подобные предложения для звонков и SMS.
В должности директора Иван Владимирович находится с 2013 года. Свою карьеру в компании Мегафон Власов начал в 2003 году с заместителя директора владимирского отделения. После он работал директором по безопасности в Калуге и административным директором центрального филиала.