Муромлянина отправили под суд за шпионский заказ на «AliExpress»
ФСБ задержала его за незаконную покупку
Житель Мурома обвиняется в попытке приобретения «шпионского» оборудования. Заключение вынес зампрокурора города по статье 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
21 октября 2015 года мужчина заказал на aliexpress.com управляемый GSM-радиомикрофон, позволяющий дистанционным способом получать информацию. По версии прокуратуры, это специальное техническое средство предназначено для негласного получения сведений. Свободный гражданский оборот подобных предметов запрещен в Российской Федерации. Какое именно устройство купил обвиняемый, не уточняется.
2 февраля 2016 года посылку со «шпионским» оборудованием изъяли сотрудники УФСБ России. Дело рассмотрит Муромский городской суд. По статье 138.1 УК РФ ему грозит штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до четырех лет.
Аналогичный случай произошел во Владимирской области в прошлом году, и тоже в Муроме. Городской суд оштрафовал на 15 000 рублей 34-летнего мужчину, который пытался приобрести видеокамеру с функцией диктофона, замаскированную под шариковую ручку.
«Это называется контролируемая поставка: посылку «ведут» с момента ее прихода на таможню, человек приходит на почту, и его там задерживают», — пояснил аналогичный случай коллегам из «Медиазоны» адвокат Дмитрий Динзе.
Издание сообщает, что закон, выделивший «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» в отдельную статью, был принят в декабре 2011 года. Впрочем, новостью для правоприменителя норма не стала: до этого в Уголовном кодексе действовала часть 3 статьи 138, которая предусматривала ответственность за те же самые действия. Вдобавок в 2011‑м законодатели ужесточили максимальное наказание за проступок с трех до четырех лет лишения свободы и добавили возможность назначать обязательные и принудительные работы.
«Конкретного списка, который бы все покрыл, быть не может, потому что постоянно появляются какие-то технические новинки, все в список не включишь. А те признаки, которые есть в документах, устарели. Под них что угодно попадает, включая телефоны с камерами. Хорошо, что до программного обеспечения еще не добрались, ведь на телефонах с системой Android есть полно программ, позволяющих незаметно, одновременно с использованием других функций, и видео снимать и аудио записывать», — разъяснил Динзе.
Будет ли признан тот или иной гаджет спецсредством, зависит от эксперта ФСБ:
«Это обычные технари, которые работают в специальных подразделениях ФСБ как раз с такой техникой. То есть по сути — случайные люди, не какие-то специально подготовленные эксперты. И качество экспертизы может очень сильно отличаться и зависеть от личности человека, который ее пишет: какой у него опыт, насколько допотопной техникой пользуются в его службе, в каких он отношениях с теми сотрудниками правоохранительных органов, для которых ее делает», — перечисляет адвокат Динзе.
Подробнее практика применения статьи о незаконном обороте «шпионского» оборудования описана в материале «138.1. Осторожно, скрытая камера» на «Медиазоне».