110 лет выборам в Госдуму: как притесняли владимирских оппозиционеров век назад
О призраках революции в зеркале истории
18 сентября в России пройдут очередные выборы в Государственную Думу. Это событие, по сути, является судьбоносным для нашей страны, ведь от того, какой станет нижняя палата парламента, зависит, какие законы будут приняты в ближайшие пять лет. Простой пример: если бы фракция партии власти в нынешнем созыве Госдумы была меньше всего на 13 – 14 депутатов, то Россия не вступила бы в ВТО, акцизы на бензин не повысились бы, граждан не заставили бы платить за капитальный ремонт, парламент принял бы закон о «детях войны» и ратифицировал статью 20 конвенции ООН «О борьбе с коррупцией». И это лишь малая часть того, что могло бы произойти или не произойти, будь Дума другой.
К сожалению, избирательные кампании в нашей стране часто оставляют те же впечатления, что и цирк. Выборы сопровождаются множеством скандалов, и Владимирская область в этом плане не исключение. В этом году претендентов от оппозиции по региону-33 обвиняли в клевете и пытались привлечь к уголовной ответственности, против них снимали лживые ролики, их агитматериалы изымали, запрещали, а агитаторов задерживали.
Зато владимирские кандидаты от правящей партии раздавали гражданам подарки, а чиновники им в этом помогали и, более того, в открытую агитировали за определенных политиков. Даже губернатор Светлана Орлова не устояла и все же объяснила сельским старостам, за кого стоит голосовать.
Политические традиции избирательной гонки, в которой партии и кандидаты борются не между собой, а с противодействующим им режимом, зародились еще 110 лет назад, в 1906 году – во время первых выборов в Государственную Думу. И сегодня мы, основываясь на книгах известного русского историка Владимира Герье «Государственная Дума первого призыва» (1906) и «Вторая Государственная Дума» (1907), расскажем, как именно они проходили. Книги вышли в свет до 1917 года, поэтому обвинить их автора в ангажированности вряд ли получится.
ПАРТИИ НОВОЙ РОССИИ
Голосование в I Государственную Думу. Источник – mediaspy.ru
Как известно, Государственная Дума стала плодом первой русской революции, и именно ей нынешние депутаты обязаны своей работой, зарплатой и неприкосновенностью. А 110 лет назад власти и официальные СМИ обзывали революционеров и протестующих «врагами государства».
В дореволюционной (а вернее, межреволюционной) России, как и сегодня, было огромное количество политических организаций, а вместе с ними – и политических взглядов, порой кардинально отличающихся друг от друга. Так, в выборах в Государственную Думу принимали участие представители следующих течений:
– сионисты-националисты, такие как Семен Яковлевич Розенбаум. Впоследствии, пройдя в Госдуму, он примкнул к «кадетам»;
– монархисты-националисты (например, Яков Васильевич Ильин), выступавшие «за истинно-русских людей» и желавшие «постоять за Москву» (вспомните нынешние лозунги «Россия для русских» или «Мы за бедных, мы за русских»);
– «перестроечники», сторонники равноправия (т.е. демократы) – такие как Михаил Степанович Киселев, редактор пензенской газеты «Перестрой»;
Избирательная комиссия, 1906 год. Источник – mediaspy.ru
– социал-демократы, выступавшие за «всеобщее, прямое, равное избирательное право, при помощи его земля, просвещение, свобода, равенство и справедливость трудящемуся народу». К примеру, Иван Кириллович Заболотный, который изобрел свой проект подводной лодки, во время предвыборной агитации заявлял: «Сколько вина не подбавляй в старое пиво – толку не будет» и «Там, где должны быть судьи, сидят убийцы»;
– либералы из «Партии народной свободы» (такие как Николай Владимирович Павлов), будущие конституционные демократы, «кадеты», которые выступали «против всеобщего избирательного права» (некоторые либералы, вроде Юлии Латыниной, и сегодня это пропагандируют);
– борцы с коррупцией, типа Александра Ивановича Романюка. Как пишет Герье, он «причиной, приведшей Россию на край гибели, считает бесконтрольное расходование народных средств и невнимательное отношение правительства к нуждам крестьян»;
– реформисты вроде сегодняшних единороссов, членов ОНФ или кремлевских политологов. Так, у Игната Андреевича Стрельцова основной девиз был «Только не против государя и по закону». Другой депутат – епископ барон Эдуард Юльевич Ропп был «большим сторонником умеренности» и говорил:
«Будьте немного покойней и вы будете прощены. Мы должны показать, что не желаем насилий, не желаем внутренней борьбы, а стремимся к постепенному развитию».
Выборы во Владимирской губернии. Источник – pokazuha.ru
А такие, как депутат Иван Васильевич Способный, выступали «против отмены смертной казни, против свободы стачек и за сохранение государств»;
– в выборах 110-летней давности участвовали также священнослужители – например, отец Василий Иванович Гума. Он во многих вопросах поддерживал действующий режим. Например, говоря о голоде среди крестьян, заявлял:
«То, что есть на земле много имеющие и мало имеющие, не противоречит евангельскому учению. Разница должна быть, иначе невозможно».
Как видим, состав кандидатов и депутатов Госдумы вековой давности был столь же разношерстым, что и сегодня. Одни партии откровенно поддерживали правительство, другие только перед выборами провозглашали красивые лозунги, а пройдя в парламент, «перерождались». Та же «Партия народной свободы», которая шла с социальными требованиями левого толка и потому стала самой многочисленной и влиятельной во второй Думе, превратилась в главную опору режиму. Призыв к «штурму правительства» ее члены сначала заменили его «осадой», а затем придумали новый лозунг: «Берегите Думу!».
В итоге «кадеты» не замечали очевидных проблем, объясняя голод среди крестьян «непрекращающимися голодовками», массовую безработицу – политическими выступлениями граждан (62% оказавшихся на улице были уволены за протесты). Первая «партия власти» забраковала вопросы об освобождении узников режима, о передаче земли крестьянам, о расследовании фактов коррупции, а на вопрос о социальной помощи нуждающимся отвечала следующее:
«Кормление населения – лишь одна из полумер, которые не только не устраняют зла, но до известной степени его усугубляют».
Денег нет, но вы держитесь!
«ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ»: НАЧАЛО
Первая Государственная Дума. Источник – kleinburd.ru
Если вы думаете, что давление на кандидатов и борьбу с оппозицией придумали в XXI веке, то вы ошибаетесь. До революции, при царе, было все то же самое. Попытки не допустить до выборов, контрагитация, «черный» пиар, разгон демонстраций, избиение оппозиции казаками и т.д. – все это началось 110 лет назад и продолжается до сих пор. Вот что происходило во время первых и вторых выборов в Госдуму:
1) Против оппозиционных кандидатов велась контрагитация. Так, «против выборов Павла Дмитриевича (Горохова) велась сильная агитация среди жителей волости». А его самого за несколько недель до дня голосования, в феврале 1907 года, арестовали. Однако именно это способствовало его избранию в Думу. После выборов Горохов послал телеграмму исправнику (начальнику полиции уезда): «Заключив меня в тюрьму, вы создали мне популярностью среди крестьян, и вам я обязан доверием, которое мне оказали».
2) Кандидатов увольняли и высылали. Например, «кадет» Кирилл Кириллович Черносвитов, депутат трех Дум от Владимирской губернии, учредитель владимирской общественной публичной библиотеки и губернского общества помощи учащим и учившим и пр., «за деятельность в качестве члена К.-Д. партии и за участие в митингах в январе 1906 г. предупрежден об увольнении; увольнение было заменено переводом в другой суд».
Такое поведение местных властей неудивительно, ведь, как сообщали «Владимирские губернские ведомости» 17 февраля 1906 года, император приказал Совету министров и губернаторам принимать «особые меры в отношении лиц правительственной и общественной службы, поддерживающих противоправительственное движение». А инспекторам народных училищ приказали устранять от исполнения обязанностей неблагонадежных преподавателей.
Выборы в I Думу. Источник – so‑l.ru
3) Оппозиционных кандидатов в Госдуму арестовывали за агитацию и организацию митингов. Многие претенденты были освобождены только благодаря избранию в Госдуму. Так, Александр Алексеевич Андреев «пред самыми выборами был арестован и освобожден по настоятельному требованию жителей лишь за три дня до выборов». Посадили и Дмитрия Илларионовича Назаренко, поскольку он объяснял землякам «их истинные нужды и причины бедности, невежества и бесправия».
Федор Михайлович Онипко «подлежал аресту, но в виду сплочения сельского общества произвести арест не удалось». А Сергею Михайловичу Корнильеву «пришлось самому уговаривать народ не оказывать сопротивление», когда его пришли арестовывать. За решетку сажали и владимирских активистов.
4) Власти и духовенство оказывали давление на кандидатов. Например, Лаврентий Иосифович Лопас «все время подвергался преследованию со стороны администрации».
«Даже во время выборов приходилось скрываться от карательных отрядов», – передает его слова Герье.
А просветителю Ивану Васильевичу Замыслову «пришлось выдержать упорную борьбу с правыми элементами, руководимыми духовенством, с местным «батюшкой» во главе».
Избирательная комиссия, 1906 год. Источник – so‑l.ru
5) В ряде случаев кандидатов пытались снять с выборов. Яркий пример – Максим Константинович Гудилин.
«Накануне выборов, когда выяснились вполне вероятные шансы М.К. пройти в качестве выборщика, председатель земской управы Н. Григоросулло обратился с бумагой к своему брату, председателю училищного совета К. Григоросулло с просьбой уволить популярного учителя и таким образом лишить его избирательного ценза. Увольнение запоздало, и М.К. был уволен уже после избрания», – пишет Герье.
6) Иногда оппозиционеров попросту избивали казаки. Это произошло с Логвином Засимовичем Остроносовым.
«Накануне отъезда в Думу Остроносов был арестован казаками во время сходки рабочих, собравшихся в лесу для обсуждения своих нужд; казаки избили рабочих и доставили в посад с веревками на шее; по выяснении личностей участники сходки были отпущены».
7) В домах кандидатов проходили обыски. Так, Григорий Карпович Ульянов за свою политическую деятельность не только был уволен с должности народного учителя «с запрещением педагогической деятельности», но и «подвергался обыскам и арестам».
«Последний раз был арестован в декабре 1905 г., назначен к ссылке в Восточную Сибирь, освобожден уже из Тюменской тюрьмы вследствие избрания в члены Государственной Думы».
Заметим, что царские законы были все же лояльнее нынешних. Сегодня осужденным за экстремизм кандидатам (а выступления против режима оцениваются именно так) участвовать в выборах запрещено;
8) Квинтэссенцией всего этого можно считать следующий случай. Кандидата-активиста Митрофана Ивановича Михайличенко полиция избила до потери сознания прямо во время протестной акции. Вот как описывает эти события Герье:
«Устраивал митинги рабочих и бывал на них председателем; во время забастовки 1905 г. избит полицией до потери сознания, причем у него была проломлена голова и повреждены ребра. В речи, произнесенной им в Думе 13 мая, после прочтения министерской декларации, призывает народ к борьбе с правительством: «Доверию народа к правительству пришел конец, доверие его расстреляли 9 января… Мы верим только в силу народа, и только этой силой добьемся мы освобождения… Наше дело: борьба, борьба, борьба».
9) Помимо этого, власти всячески пытались пресечь оппозиционную агитацию. К примеру, «кадетскую» газету «Клязьма» владимирские чиновники 7 раз арестовывали, а редактора 7 раз судили за его статьи.
Несмотря на все это, а может быть, и благодаря, первая Государственная Дума получилась на редкость революционной. От Владимирской губернии в нее прошли шесть человек: крестьянин Федор Герасимович Баринов, «кадеты» Михаил Герасимович Комиссаров, Кирилл Кириллович Черносвитов, Иван Павлович Алексинский, баллотировавшийся от «Союза 17 октября» (партии бизнесменов и чиновников) Александр Васильевич Демидов и рабочий Василий Федорович Лебедев.
Депутаты от Владимирской губернии. Источник – rusliberal.ru
Таким образом, в тяжелейших условиях оппозиция победила власть. Но не в силах совладать с Госдумой, спустя 72 дня после ее созыва, царь распустил парламент. Вторая Дума, где также было большинство левых, проработала меньше четырех месяцев и была распущена Николаем II. Предвидя это, тогда еще простой пламенный революционер Иосиф Джугашвили (Сталин) 8 марта 1906 года напишет строки, которые по-прежнему актуальны:
«Дума – это ублюдочный парламент. Она только на словах будет обладать решающим голосом, на деле же у нее будет лишь совещательный голос, ибо в качестве цензоров над нею будут стоять верхняя палата и вооруженное до зубов правительство. В манифесте прямо говорится, что ни одно постановление Думы не может быть проведено в жизнь, если его не одобрят верхняя палата и царь. Дума не является народным парламентом, это парламент врагов народа, ибо выборы в Думу не будут ни всеобщими, ни равными, ни прямыми, ни тайными».
ОПТИМИСТИЧНЫЕ ИТОГИ
Уроки из этой истории каждый из нас может извлечь сам. В результате того, что власть не была способна на диалог, боялась оппозиции и подавляла протест, в конечном счете произошел социальный взрыв. Вечно обманывать население чиновники не могли, вечно ограничивать свободы тоже. И некогда непогрешимый царь, которого многие считали помазанником божьим и единственной опорой государства, пал вместе с самодержавием.
А ведь когда-то власти Российской империи думали, что им позволено нарушать закон, запрещать, игнорировать, агитировать, обзывать оппозицию «врагами страны» и обвинять в «раскачивании лодочки», посылать на их акции провокаторов, полицию… История все расставила по своим местам и всем воздала по заслугам.