Блог

Как государевы СМИ пытались защитить Орлову, но опять всё испортили

Круглый стол о журналистской этике пришел к неожиданным для организаторов итогам

3 марта Общественная палата региона провела круглый стол на тему «Актуальные проблемы профессиональной этики в журналистском сообществе Владимирской области: новые вызовы и проблемы саморегулирования». Модератором выступил глава комиссии ОП по взаимодействию со СМИ, руководитель ГТРК «Владимир» Андрей Филинов.

Повестка дня была озвучена в виде четырех общих тем, но все время собравшиеся, по сути, посвятили недавнему скандалу с сыном губернатора Светланы Орловой. Точнее, организаторы встречи постарались убедить присутствующих, что сотрудники газеты «Томикс» нарушили профессиональную этику, опубликовав непроверенную информацию о Владимире Орлове, якобы задержанном за сбыт и распространение наркотиков. Затем, как всем известно, последовало заявление о «трусах и мразях» из уст главы региона и, спустя несколько дней, публичная демонстрация свободного от наручников Владимира Орлова.

Слаженно выступить против издания Сергея Казакова «заорловским» СМИ помешали личные противоречия их руководителей. Так, главред «Владимирских ведомостей» Игорь Ефремов и руководитель «ТВ-Миг» Светлана Киреева больше были заняты припоминанием друг другу старых обид. Взаимные «уколы» едва не переросли в перепалку.

В стороне от конфликта остался ветеран журналистики, председатель совета по профессиональной этике союзжура Александр Сухарев. Не получили «государственники» поддержки и от собкорра «Интерфакса» Елены Чегодаевой. А выступления представителей кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ВлГУ Светланы Говердовской-Привезенцевой, Светланы Соколовой и Татьяны Филипповой и вовсе обескуражили защитников губернатора.

«Этот человек (Светлана Орлова) пришел в нашу область и начал «рулить» не очень привычно для нас. Когда на мероприятиях звучит «встать, вышел, уволен…», и это все показывалось на телевидении, в газетах печаталось. И это (нынешние события) – обратный посыл, когда к ней стали так же обращаться», – высказалась Говердовская-Привезенцева.

Завкафедрой журналистики сообщила, что ей рекомендовали не выступать с резкими речами, но она все же не смогла удержаться:

«Первое лицо говорит про нашего ректора, что пока он (Анзор Саралидзе) пинка не получит, то ничего не начнет делать. Это тоже выходит в читаемое пространство. Понятно, что если она позволяет себе, то и люди начинают говорить то, что они хотят».

Руководителям официальных СМИ нечего было сказать в ответ. Андрей Филинов попытался «съехать с темы», обозначив, что на круглом столе обсуждается этика журналистов, а не политиков и управленцев.

Обсуждение «недостатков в работе» газеты «Томикс» проходило в отсутствие представителей издания. Очевидно, что участие, например, главреда Михаила Буянова было бы не лишним. Но обвиняемых не пригласили. Модератор Филинов пояснил, что он уже взрослый человек и волен сам выбирать себе круг собеседников. На что Татьяна Филиппова ему резонно заметила, что здесь не какой-то междусобойчик, а общественное мероприятие. В общем, не за закрытыми дверями с вооруженной охраной проходила встреча, и на том спасибо.

Досталось от преподавателя и главе регионального союзжура Александру Карпиловичу, который старательно отмалчивался всю дискуссию. Филиппова напомнила, что организация, которая вроде как должна защищать журналистов, не поддержала коллег во время знаменитого «крестового похода» депутатов Законодательного Собрания против «болотных» СМИ.

«Никто не сказал – ни Союз журналистов, который номинально у нас существует, ни какой-нибудь общественный деятель. Ни одна заметная политическая фигура или партия не сказала ничего. Зато мы сегодня собрались здесь, потому что очень взволнованы тем, как пишется и что говорится в адрес Светланы Орловой».

Не удержался от реплик начальник управления по связям с общественностью и СМИ горадминистрации только после того, как ему в очередной раз припомнили нарушение этического кодекса: «Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления». Карпилович сказал, что его это абсолютно не задевает, ведь Филиппова, как и любой другой человек, имеет право заблуждаться. Далее последовал спич о бурной деятельности Союза журналистов.

Остается надеяться, что у нас все еще действует прописанная в Конституции свобода слова, и после смелых выступлений сотрудницам ВлГУ не устроят репрессии после звонка из Белого дома.

Договориться о том, нарушил «Томикс» этику или нет, собравшиеся не смогли. Как после заметил один из основных спикеров: «Мероприятие бессмысленное, но интересное». 

Зато практически все в зале согласились, что подчиненные Светланы Орловой явно недоработали в ситуации с непроверенной публикацией о ее сыне. Прозвучали даже предложения о том, что от таких советчиков неплохо бы и избавиться. Тогда, возможно, проблем у Светланы Юрьевны было бы поменьше.

Подробно о недостатках или даже откровенной глупости сторонников губернатора Владимирской области рассказал редактор «Зебры-ТВ» Петр Фокин.

Текстовая версия выступления:

Есть такое понятие, на Западе часто так говорят, что аудитория должна представлять, как готовятся какие материалы. То есть работа СМИ должна быть понятна и прозрачна для аудитории.

У вас есть история о сыне губернатора, и о ней нужно рассказать с технологической точки зрения, а не с той, что вы увидели и как отреагировали. Происходило все следующим образом.

Публикуются эти материалы в московском издании. Все профессиональные потребители новостей, от которых это не скрыть, открывают, читают и видят внизу приписку «это что-то вроде оценочное». Все читают, смеются, рассказывают внутри редакционных коллективов, дальше это не идет. В Крыму кто-то что-то напечатал…

И вдруг газета «Томикс» берет и «вываливает». Было бы глупо, если бы «Томикс» это «не вывалил». Все со мной согласятся, репутация у этого издания такая. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Это – факт.

Дальше идет внутри сообщества дискуссия. Потом происходит следующее. Пресс-конференция Ольги Николаевны Хохловой. И товарищи, которые отвечают за взаимодействия со СМИ, просто не знают одного факта. Когда вы вступаете с кем-то в коммуникацию, никогда не надо говорить о том, чего вас не спрашивают. То есть сидят люди, ждут Хохлову – заходит сотрудник пресс-службы Законодательного собрания Владимирской области и говорит:

- Дорогие друзья, Ольгу Николаевну вызвали к губернатору, давайте подождем ее 15 минут.

Зачем нужно было говорить, что ее вызвали к губернатору? Ольга Николаевна задерживается. Должно было быть так. Вопрос журналистов: «Почему?». Ответ пресс-службы: «А нам не докладывают». И все бы спокойно сидели и ждали.

Приходит Ольга Николаевна, начинает вещать по той теме, которую она изначально заявляла, и вдруг «с места в карьер», то есть за язык ее никто не тянул. «Вот у нас тут есть публикации и другое…».

Я работал в этих структурах и представляю, как это все делается, вернее, как можно было сделать. Пригласить корреспондента государственного издания, отвести его в сторонку и попросить задать вопрос Ольге Николаевне. Вопрос бы прозвучал и вызвал другой коленкор.

Тут Ольга Николаевна Хохлова придала этому слуху статус чего-то реального. Она сделала это сама. И тут возникает вопрос. Она была у губернатора, давайте теперь уточним, о чем они беседовали в течение этих 15 минут?

Back to top button