В Белом доме объяснили, почему не поймали за руку Дмитрия Хвостова
Борец с коррупцией открестился от уголовных дел вице-губернатора
Бывшего вице-губернатора по строительству Дмитрия Хвостова, на которого завели уже два уголовных дела по подозрению во взятках, вовремя не обличили, потому что некому было обличать. Так объяснил конфуз Белого дома главный антикоррупционер региона. На сегодняшней пресс-конференции начальник управления по вопросам противодействия коррупции Игорь Лебедь рассказал о своей работе и прокомментировал громкие скандалы последних месяцев.
Антикоррупционное управление обладминистрации журналисты называют едва ли не самой закрытой и самой бесполезной структурой Белого дома. И действительно, бывший военный прокурор Игорь Лебедь после своего назначения в январе 2015 года впервые встретился с прессой. До этого управление себя никак не проявляло, а судя по уголовному преследованию бывшего заместителя Орловой, создание структуры не защитило руководство региона от коррупционной заразы.
В ходе общения с журналистами Лебедь рассказал, что его ведомство по большей части занимается устранением конфликта интересов (например, когда в одном органе власти работают родственники) и следит за своевременной и полной публикацией чиновничьих деклараций. Также управление проводит профилактические беседы с сотрудниками госструктур о том, что не надо брать взятки. Помогает не всегда.
– Бывает так, что не всегда все доходит до людей, – сообщил Игорь Лебедь. – Если человек решил совершить правонарушение в самой тяжкой форме, то он его совершит. И в этом случае на повестку дня выходит, насколько принципиально реагирует руководство на те или иные факты. За это жестко спрашивается вообще на местах. Политика губернатора С.Ю. Орловой – если совершено, значит человек должен понести ответственность. Какую – это уже другой вопрос. Все должно быть предано гласности, и ни один факт не должен быть замазан, не должен быть скрыт.
Завет гласности сам Лебедь исполнил неохотно. На пресс-конференции он не назвал ни одной фамилии и ни одного конкретного эпизода, когда сработал бы созданный губернатором антикоррупционный щит. Единственное, что сообщил спикер – это о хищении 1,4 млн рублей в департаменте соцзащиты в 2015 году, но и в этом случае фамилию злоумышленника Лебедь не назвал.
Формально управление может проверять работу всех руководителей, вплоть до вице-губернаторов (Орлову же контролирует администрация президента). Однако деятельность Хвостова ведомство проморгало. На вопрос, почему так произошло, Игорь Лебедь заявил, что на момент совершения заявленных преступлений в 2014 году он за борьбу с коррупцией не отвечал.
– Я не собираюсь оправдываться, – оправдывался чиновник. – Вы знаете, возбуждено два уголовных дела, оба эпизода 2014 года. Управление начало работу в 2015 году. В данном случае что мы делаем, точнее, начали делать еще до возбуждения дела и сейчас будем продолжать более активно? Работать с представителями бизнеса. В какой-то степени я не хочу предварять: органы следствия разберутся, прокуратура надлежащий надзор обеспечит. Но исходя из того, что там уже не один эпизод, а два, то мы будем работать над тем, когда только первый вариант возникает, то вообще-то тому человеку, с которого вымогали взятку, надо было уже тогда предпринимать меры и идти в соответствующие органы.
Лебедь слукавил: управление по вопросам противодействия коррупции было создано еще в марте 2014 года. Сначала структуру возглавлял Виталий Черезов. Так что ведомство могло уже тогда обратить внимание на строительную отрасль, но не сделало этого. Несмотря на это, Игорь Лебедь считает, что во Владимирской области «не самое худшее положение» с коррупцией. В других-то регионах даже губернаторов арестовывают, а у нас пока только до заместителей дошли. Есть, куда стремиться.