Как «Автоваз» утилизировал «Автоприбор», рассказал гендиректор завода
Госпрограмма привела к банкротству предприятия
На прошлой неделе генеральный директор ООО «Завод Автоприбор» Андрей Серегин объявил забастовку в знак протеста против «людоедской политики» губернатора. Руководитель одной из фирм, работающих на владимирском предприятии, также рассказал, какие войны ведутся между старой командой завода и новой, возглавляемой немцем Яном Древитцом. Отдельно же на пресс-конференции Серегин остановился на банкротстве «Автоприбора». Управленец поведал, как госпрограмма утилизации автохлама привела к «утилизации» самого предприятия.
По версии Андрея Серегина, проблемы у завода начались в 2008 году, когда грянул мировой финансовый кризис. Тогда два владимирских коммерческих банка вывели 180 млн оборотных средств предприятия, и «Автоприбор» фактически остался без денег. Директор Алексей Мельников в поисках решения обратился в администрацию региона (что подтверждает рассказ экс-губернатора Николая Виноградова в суде). Совместно они вели переговоры с руководством «ВТБ». Сначала банк обещал выдать кредит под 16%, но затем предложил кабальные 23,5%. Поскольку у завода и так было много долгов, Мельников на условия согласился.
– На мой взгляд, Мельников сейчас находился бы на свободе, и никаких уголовных дел не было. Он мог принять волевое решение закрыть завод, и никаких претензий к нему не было бы, потому что формально и реально завод работать не мог. Без крови и без денег. Но он взял под эти кабальные условия кредит, – рассказал Андрей Серегин.
С «ВТБ» «Автоприбор», по словам Серегина, заключил 8 кредитных соглашений на общую сумму 1 млрд рублей. Деньги поступали не одномоментно, а многочисленными траншами. Выплаты по кредитам должны были закончиться как раз в 2016 году, но в ноябре 2011-го банк почему-то прекратил финансирование.
– Это стало спусковым крючком к банкротству предприятия, – считает Серегин. – Но и в этой ситуации Мельников не сдался, он продолжал искать решение. В вину Мельникову ставится корыстный умысел в том, что он репутацию завода не хотел терять как надежного поставщика и стремился к развитию предприятия. Не в том, что он не платил НДФЛ, а деньги присваивал.
Предшествовала же банкротству другая занимательная история. В 2010 году в России стартовала программа утилизации старых автомобилей. Взамен «Автоваз» предлагал новые машины со значительной скидкой. Беда «Автоприбора» заключалась в том, что часть деталей для этих новеньких авто производились только на владимирском предприятии. По словам Андрея Серегина, «Автоваз» предложил закупать эти детали по цене в три раза ниже себестоимости (800 вместо 2400 рублей). Разумеется, Алексей Мельников отказал автогиганту.
Тогда председатель совета директоров ОАО «Автоваз» (а ныне гендиректор корпорации «Ростех») Сергей Чемезов, по сведениям Серегина, написал заявление генпрокурору Юрию Чайке о совершении Мельниковым преступления. Руководителю «Автоприбора» не оставалось другого выхода, кроме как согласиться на еще одну кабальную сделку. При этом Мельников просил правительство компенсировать убытки, но помощь владимирскому заводу, как и многим другим поставщикам «Автоваза», так и не оказали. Гиганту же российского автопрома государство перечисляло миллиардные транши.
– Ущерб заводу от программы утилизации составил 400 млн рублей. Так что банку «ВТБ» надо бы свои деньги поискать на «Автовазе», – посоветовал руководитель ООО «Завод Автоприбор».
Вывод оборотных средств в 2008‑м, кредит под бешеные проценты, убытки в 400 млн от госпрограммы, внезапное прекращение финансирования – все это и привело к банкротству завода, которое не было преднамеренным, считает Андрей Серегин. Сейчас в этом обвиняют семью Алексея Мельникова, поскольку охранное предприятие «Витязь», принадлежащее его сыну, также участвовало в банкротном процессе. Однако первое заявление в арбитражный суд подала не эта фирма, а некая Светлана Роман. «Витязь» лишь присоединился к разбирательству. К тому же, по сведению Серегина, эта компания предлагала кредиторам пойти на мировую – якобы согласились все, кроме «ВТБ».
– Банк «ВТБ» – и спусковой крючок банкротства, и продолжает вести политику по ликвидации завода. Он не отказался от мысли прекращения деятельности предприятия. Все, что мы сейчас видим, – это флер и аура, которые маскируют действия «ВТБ» по ликвидации завода, – уверен Серегин.
К слову, один из загадочных инвесторов, которого нашел Белый дом, якобы уже предлагал купить все предприятие за 50 млн рублей. Гендиректор «Завода Автоприбор» считает, что кто-то просто хочет освободить площадку. И то, что дело о банкротстве длится уже три года, хотя могло бы давно завершиться (но банк тянет с проведением залогового аукциона по своей доле), лишь подтверждает опасения работников предприятия.