Владимиру вернули счетную палату после расследования по Шохину
Фигурантов «земельного» кейса не наказали
В ноябре владимирский горсовет создал муниципальную счетную палату. Необходимость возрождения контрольного органа мэрия объяснила просто – «прокуратура направила предписание, согласно которому город обязан создать контрольно-счетную палату». За этой сухой формулировкой на деле скрывается длинная история неэффективного управления чиновниками муниципальной землей, из-за чего казна областного центра недосчиталась более 300 млн рублей.
Несколько месяцев назад, в июне 2016 года, «ПроВладимир» опубликовал расследование, проведенное совместно с юристами владимирского регионального антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Р» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»). Главными фигурантами кейса стали сити-менеджер Андрей Шохин и владелец строительной фирмы «Игротэк» Алексей Андреев, а также еще несколько крупных компаний.
В результате расследования, на которое ушло четыре месяца, мы выявили шесть способов истощения городского бюджета. Если коротко: строительные фирмы арендовали у города огромное количество земельных участков, не платили за них аренду, а мэрия забывала ее взыскивать. Чиновники пропускали сроки исковой давности, заключали заведомо невыгодные для города мировые соглашения, просто не являлись в суд, не приносили нужные документы, снижали исковые требования и пересчитывали арендную плату. Причем в большинстве случаев привилегии оказывались одним и тем же компаниям, учредители которых имеют особые отношения с руководством Владимира.
Обращение по материалам кейса мы направили в городскую прокуратуру. Ответ поступил 8 июля. Зампрокурора города Степан Володин, известный по «картинному» делу, сообщил, что копия обращения «направлена в УМВД России по г. Владимиру для использования в рамках оперативно-розыскной деятельности», а вот мер прокурорского реагирования «не усматривается». Дескать речь идет о решениях арбитражного суда, которые вступили в силу и обязательны для исполнения.
Степан Володин
«Трансперенси» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента») обжаловало эту отписку. Во второй раз к присланным документам отнеслись более внимательно. Очередной ответ на имя гендиректора АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл‑Р» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента») Антона Поминова поступил 10 ноября. В письме прокурор города Андрей Широких поведал, что ведомство провело дополнительную проверку и подтвердило неэффективность управления муниципальным имуществом и (по меньшей мере) непрофессионализм сотрудников мэрии.
«Установлены факты бездействия должностных лиц органа местного самоуправления, выраженные в отсутствии претензионной работы при возникновении просроченной задолженности по арендным платежам за земельные участки, а также случаи пропуска сроков исковой давности при обращении в Арбитражный суд Владимирской области с заявлениями о взыскании данной задолженности.
Также выявлены факты вынесения Арбитражным судом Владимирской области определений об оставлении без рассмотрения исковых заявлений ввиду неявки в судебные заседания представителя истца. Таким образом, бездействие администрации города Владимира повлекло снижение доходной части бюджета муниципального образования», – сделали вывод в прокуратуре.
При этом наказать виновных, из-за которых бюджет города недополучил 303 млн рублей, не удалось – «в связи с истечением сроков давности привлечения к дисциплинарной ответственности». Также прокуратура внесла представление в адрес Шохина с требованием «устранения выявленных нарушений и недопущения их в дальнейшей работе». Сити-менеджер, в свою очередь, дал указание руководству управления муниципальным имуществом усилить контроль «за участием представителей в судебных заседаниях и качественной подготовкой исковых материалов».
Сам сити-менеджер вышел сухим из воды. Прокуратура не нашла в действиях Шохина и его подчиненных его личной заинтересованности. Хотя брат главы администрации – Александр Шохин – является бизнес-партнером некоторых фигурантов расследования, а сам Андрей Станиславович имеет давнюю историю отношений с Алексеем Андреевым, некогда его коллегой по горсовету.
«Довод в обращении о наличии коррупционных связей между должностными лицами администрации города, ее структурных подразделений с руководителями и учредителями юридических лиц, индивидуальными предпринимателями, выступающими ответчиками по приведенным в обращении арбитражным делам, не подтвердился», – сообщила прокуратура.
Единственным ощутимым последствием расследования и обращения в прокуратуру стало предписание главе города Ольге Деевой создать счетную палату:
«Вопреки ч.1 ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.2 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6‑ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», ст.157 Бюджетного кодекса РФ контрольно-счетный орган на территории города Владимира не создан, что влечет за собой отсутствие контроля за исполнением местного бюджета.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города 19.07.2016 внесено представление в адрес главы города с требованием устранения выявленных нарушений путем создания соответствующего контрольно-счетного органа. Представление рассмотрено и удовлетворено, принимаются организационные меры, направленные на создание контрольно-счетного органа. Исполнение требований представления находится на контроле прокуратуры».
Так в городе и появилась счетная палата.
Добавим, что приславшего отписку сотрудника прокуратуры «привлекли к материальной ответственности» (кого именно – не уточняется), а Степана Володина повысили. Сейчас он исполняет обязанности межрайонного прокурора в Гусь-Хрустальном.
Материал подготовлен при содействии владимирского регионального антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Р» (внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»)